Profilpipe.ru

Профиль Пипл
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сбрасывают цемент с самолета

Газета «Новый Вестник» Новости Караганды и Карагандинской области

  • Сюжеты
    • «Скорая помощь»
    • Жамиля Омарханова
    • Иван Белоусов
    • Валют-Транзит Банк
    • Шахтеры
    • Владислав Челах
    • ЖК «Бесоба»
    • Олимпиада 2012
  • Фото/Видео
    • Видео
    • Фоторепортажи
  • Реклама на сайте

С 3 по 6 июля наш аэропорт «Сары-Арка» был базой для российских ВВС. Сюда прилетели десять военных «Анов» и «Илов» с оборудованием по созданию погоды. Наше правительство наняло их специально к Дню столицы. Чтобы российские специалисты очистили небо над Астаной от туч.

ПОЧЕМУ БАЗА В КАРАГАНДЕ?
На момент, когда корреспонденты «НВ» побывали на карагандинской базе российских борцов с непогодой, девять военных «АН-12» стояли в ряд на взлетно-посадочной полосе нашего аэропорта. И лишь единственный «Ил-18» взлетал. Видно, он и отправлялся на работу в Астану: облака разгонять.
— Для нас базой карагандинский аэропорт стал потому, что так захотело ваше правительство, — говорит заместитель директора Агентства атмосферных технологий Виктор Петров. — Но для себя я это объясняю так. Аэропорт Астаны в предпраздничные дни и без нас забит самолетами иностранных гостей. А нам и карагандинская база подходит. Отсюда до столицы 200 километров. А это всего полчаса полета.
На борьбу с атмосферными явлениями, угрожающими казахстанскому празднику, прилетели не одни российские ВВС. С ними вместе — ученые из Агентства атмосферных технологий: физики, метеорологи. Это Агентство совместно с Росгидрометом уже более 20 лет занимается, как говорят специалисты, искусственным увеличением и уменьшением количества осадков.

КАК РАЗГОНЯЮТ ОБЛАКА?
— Виктор Вадимович, объясните, как разгоняют облака?
— Управление этим процессом происходит из Астаны. Там находится наша группа. У них стоит радиолокатор. Специалисты видят всю информацию об облаках в радиусе 200 км: как они перемещаются, какого они размера. В зависимости от этих и других данных, мы принимаем решение, на каком удалении работать самолетам, какие реагенты использовать. Облака можно разрушить. Для этого мы сбрасываем в них упаковки с цементом. Что происходит? Упаковка в воздухе разрывается. Частицы цемента быстро падают вниз и увлекают за собой воздух, создается поток. Он-то и разрушает структуру облака.
Это один из самых дешевых способов борьбы с облаками. Сорок лет назад облака засеивали йодистым свинцом, потом перешли на йодистое серебро. А несколько лет назад отказались и от этой технологии — неэкономно.
Есть еще один способ разрушить тучи. Для этого применяют, как говорят специалисты, хладореагенты — углекислоту (минус 70 градусов по Цельсию) и жидкий азот (минус 190 градусов по Цельсию). Из самолета выпускают струю, состоящую из кристалликов этих веществ. Они «поедают» капли воды из облака. А потом парят в воздухе, постепенно оседая на землю.

СИНЬКА ДЛЯ ОБЛАКОВ
Почин в деле борьбы с атмосферными врагами сделали еще при товарище Сталине. Он очень любил массовые гулянья под открытым и желательно безоблачным небом. Поэтому, начиная с 1950-х годов, ученые Центральной аэрологической обсерватории занялись опытами по искусственному регулированию осадков.
— Хотите, расскажу, как была открыта технология разрушения облаков цементом? — продолжает Виктор Петров. — Тогда, в 50-е годы, исследуя облака, ученые столкнулись с проблемой: летая в небе, они легко теряли подопытную тучу. И людям пришла в голову такая идея. Давай мы сейчас купим в хозяйственной лавке синьку. А когда будем пролетать над облаком, сбросим на него эту синьку, и оно станет голубым! Сказано — сделано. И представьте, каково было удивление ученых, когда облака с синькой стали разваливаться! Потом сбрасывали много чего: песок, стружки, но оказалось, что самый эффективный реагент — цемент среднего помола.

СКОЛЬКО СТОИТ ТУЧИ РАЗВЕСТИ?
— Если не секрет, сколько стоит ваша работа?
— Сколько заплатило ваше правительство, я сказать не могу. Это неэтично! — возмутился было замдиректора Агентства атмосферных технологий Виктор Петров. Но потом предложил мне самой посчитать. — Львиную долю всех расходов забирает авиация. Потому что «Илы» и «Аны» нужно заправлять топливом, а оно дорого стоит. Самолеты тоже не бесплатные. Необходимо оплачивать их аренду. И зарплату летчикам надо платить. В общем, подсчитать несложно. Допустим, самолет летает 10 часов в день. В час он сжигает 2,5 тонны керосина — примерно 3 тысячи литров. Если еще умножить на 4 дня, то нетрудно подсчитать, сколько топлива сожжет каждый из 10 самолетов. А расходы на горючее — самая главная статья затрат. Это порядка 80 процентов стоимости всей нашей работы.
Теперь берем калькулятор и считаем. Авиационный керосин в Казахстане стоит примерно 200 тенге за литр. Получается, что за 10 часов работы один самолет «съест» топлива на 6 миллионов тенге. Следовательно, все 10 крылатых машин за 4 дня сожгут горючего на 240 миллионов тенге. А если учесть, что расходы на керосин — это 80 процентов затрат, то вся работа Агентства атмосферных технологий обошлась нам примерно в 300 миллионов тенге.

Читать еще:  Как повысить прочность цементной стяжки

Сколько стоит безоблачное небо

Разгон облаков на праздники до сих пор вызывает споры, а подчас и негативную реакцию из-за слухов о вредности процесса

Москва. 8 мая. INTERFAX.RU — Помимо грандиозного военного парада, российские власти в этом году снова удивят иностранных гостей способностью управлять погодой. Какие бы катаклизмы не обещали синоптики, военные браво рапортуют о готовности вызволить солнце из-за туч. Двенадцать специальных самолетов ВВС России уже стоят на аэродроме Чкаловский, чтобы по приказу командования разогнать дождливые облака над Москвой.

«Технологией по разгону облаков с применением спецреагентов обладает только Россия. Для этого применяются специально оборудованные транспортные самолеты Ил-18, Ан-26 и Ан-12. В их грузовых отсеках установлены системы, предназначенные для распыления жидкого азота. В хвостовой части некоторых самолетов установлены также устройства для отстрела патронов, содержащих соединения серебра», — объяснил interax.ru начальник метеослужбы Главного командования ВВС полковник Игорь Тихонов.

Регулированием погоды в Москве военные занимаются не первый десяток лет. За это время было опробовано много различных способов воздействия на атмосферу, пока для каждого типа облачности специалисты не подобрали наиболее оптимальные компоненты. Например, для рассеивания низких дождевых облаков сегодня применяется так называемый «сухой лед». Это гранулы углекислоты длиной 2 см и диаметром 1- 1,5 см, которые рассыпаются с самолетов. При попадании на облако углекислота кристаллизует содержащуюся в нем влагу, облако «охлаждается» и постепенно рассасывается. В более высоких слоях атмосферы военные обычно используют жидкий азот, а для пресечения формирования высоких кучевых облаков — порошки цемента, талька или гипса, которые при рассеивании утяжеляют потоки восходящего воздуха и препятствуют формированию тучи. Также в арсенале метео-отряда ВВС имеется специальный способ борьбы с градом при помощи йодистого серебра.

Однако воздействие на тучи химическими реагентами не проходит бесследно. Образовавшиеся в них ледяные кристаллы и влага неминуемо выпадут на землю: главное — чтобы это произошло на значительном расстоянии от того места, где требуется обеспечить хорошую погоду. По словам Тихонова, разгонять тучи над Москвой планируется в радиусе 100 — 150 км от столицы. Это, значит, что москвичи, собравшиеся провести 9 мая на своих приусадебных участках, скорее всего из-за непогоды будут вынуждены сидеть в дачных домиках.

В метеослужбе Главного командования ВВС подчеркивают, что технология управления погодой — штука, действительно, очень сложная. Помимо правильно подобранных реагентов и особо оборудованных самолетов, в этой процедуре также участвуют специально обученные пилоты. Летчиков одевают в спецобмундирование, а весь полет они проводят в кислородных масках. «При применении жидкого азота теоретически возможна разгерметизация самолета, находящегося на высоте 7-8 тысяч метров. Температура воздуха там составляет минус 40-60 градусов Цельсия. Кроме того, кислородные маски нужны во избежание отравления пилотов азотом», — объяснил interfax.ru Игорь Тихонов.

Если о безопасности пилотов печется руководство ВВС, то жители Подмосковья, над головами которых будут распылять реагенты, считают себя полностью не защищенными. Каждый год после разгона облаков они жалуются на ухудшение здоровья и говорят, что виной тому выпавшие в праздничные дни «химические дожди». Однако военные подобную версию массового нездоровья категорически отрицают, гарантируя безопасность применяемой технологии. «Использование подобного рода реагентов никак не сказывается на состоянии экологии. Количество частиц, выпадающих на единицу площади земной поверхности, ничтожно мало — в сотни раз меньше естественного наноса пыли», — утверждает Игорь Тихонов.

Сбрасывают цемент с самолета

«Семь часов утра – разгон облаков, установление хорошей погоды. »

Тот самый Мюнхгаузен

Три раза в год в Подмосковье гоняют облака, дабы не было дождя в Москве. Вот и в этот раз авиация, базирующаяся на аэродроме Чкаловский, должна была обеспечить хорошую погоду к параду и салюту.

Давайте с вами понаблюдаем за подготовкой авиационной техники к этой битве за погоду 🙂 Задача-минимум – отсутствие проливных осадков, в идеале – полное отсутствие облачности.

Изначально планировалось использовать до десяти самолетов Ан-12 и Ан-26. Но поскольку погода шептала и прогноз был благоприятен, количество самолетов, задействованных в подготовке, сократили. Собственно, разгоном облаков занимается гражданская Автономная некоммерческая организация «Агентство атмосферных технологий» (АТТЕХ), созданная в 1999 г. При этом авиация используется военно-транспортная.

Технологией увеличения осадков в СССР начали активно заниматься в 40-х годах. С 60-х годов эти работы проводились для увеличения осадков в засушливых районах. Но после чернобыльской трагедии (когда нельзя было допустить выпадения осадков в 30-километровой зоне реактора во избежание смыва радиоактивных веществ в реки Припять и Днепр) решили применить эти технологии в прямо противоположных целях. Они сработали и со временем стали востребованными. В Москве мероприятия по обеспечению благоприятной погоды проводятся с 2000 года.

Читать еще:  Как сделать домашний цемент

Для ясности приведу определение конвективных облаков — это совокупность жидких капель и (или) ледяных частиц, образующаяся в системе вертикальных воздушных потоков.

Как нам рассказал заместитель директора АТТЕХ Гергель А.А., работы производятся с целью уменьшения или исключения выпадения осадков в г. Москве. Применяются 4 типа реагентов:

— порошкообразные реагенты — цемент (для рассеивания, подавления развития конвективных потоков);

— хладообразующие реагенты — жидкий азот (для подавления слоистой облачности);

— пиропатроны, содержащие йодистое серебро. Они предназначены для борьбы с мощно кучевыми облаками. Самолет становится в крен, пролетает возле облака, производится отстрел пиропатронов, и облако прямо на глазах спадает вниз, а на земле выпадает в виде осадков, не доходя до Москвы.

А на чем основана работа цемента? В конвективных облаках всегда есть восходящие потоки. При вбросе туда цемента или порошка формируется нисходящий поток, который не достигает того уровня, где вода переходит из жидкокапельного состояния в кристаллическое. Потому что именно кристаллы льда играют основную роль в формировании дождя. Они очень активно захватывают воду, капли достигают критического размера и начинают падать вниз.

А хладообразующие реагенты сильно охлаждают вокруг себя воздушное пространство, капли воды начинают замерзать, переходят в кристаллы, и формируется очень много мелких кристаллов льда, которые также захватывают жидкокапельную влагу. Но ее недостаточно, чтобы капля выросла и начала падать вниз: происходит кратковременное нарушение механизма осадкообразования.

Распыление реагентов обычно происходит на расстоянии двух-трехчасового ветрового переноса от защищаемой точки: если скорость на высоте образования дождя составляет 60 км/ч, то обработку надо проводить за 100–150 км.

Ан-12 готов к загрузке реагентов.

Идет погрузка коробок с цементом.

Цемент в коробках по 27 кг расставляется вдоль бортов грузового отсека не больше, чем в 2 ряда. Торчащие из коробок широкие бечевки называют фалами. Они продеты через коробки специальным способом для быстрого их раскрытия.

Для воздействия на облака жидким азотом самолеты оборудуются азотными генераторами мелкодисперсных частиц льда, состоящими из сосудов Дюара с жидким азотом, специальных насадок с термоэлементами (для обеспечения необходимого давления подачи жидкого азота из сосудов), вентилей, трубопроводов и пилона с форсунками для распыления.

Так выглядит устройство снаружи самолета. Слева – обычный иллюминатор, а справа – распылитель, установленный вместо иллюминатора.

Гранулированную углекислоту (в простонародии – сухой лед), как правило, привозят накануне ночью и загружают в разборный изотермический контейнер, который ставится возле входной двери. Углекислота испаряется, и ее не видно, поэтому при загрузке обязательно должен присутствовать сквозняк: в самолете настежь открываются все форточки и двери. Иначе углекислота заполнит нижнюю часть самолета, проникнет в кабину экипажа.

Выброс происходит так же, как и выброс цемента – через рампу.

Загрузка самолета определяется накануне. В зависимости от прогнозируемой облачности (ее типа) на борт берется больше цемента или кислоты, или азота, или азотистого серебра, предназначенного для борьбы с мощными кучевыми облаками.

А теперь о том, как происходит сброс реагентов. На борту самолета установлена специальная аппаратура, которая передает атмосферные данные на землю. Там все это анализируется и выбирается наиболее эффективное средство к применению. Экипаж самолета – 6 человек. Операторов воздействия – трое. Грузовой отсек Ан-12 негерметичен. Поэтому при полете на высотах свыше 3900 м кислорода будет, мягко говоря, недостаточно.

Перед полетом самолет заправляют кислородом.

Это кислородные баллоны на троих со шлангами необходимой длины.

В обязательном порядке все операторы имеют парашютную подготовку. Операторы пристегиваются, одевают парашюты, маски и переходят на питание чистым кислородом. Длина тросов определяется так, чтобы оператор не заходил более чем на 50 см за желтую критическую линию.

Два оператора сбрасывают цемент. Третий находится немного поодаль и контролирует состояние здоровья. Как правило, сбрасывается по одной-две коробки, в зависимости от необходимой интенсивности воздействия. Один оператор коробки подносит, другой спускается на пол, подтаскивает коробку, надежно зацепляет ее фалом (есть в каждой коробке) и ногами сталкивает коробку за борт. Это самое оптимальное решение, потому что каждая картонная коробка, прошитая фалом особым образом, весит 27 кг и в потоке со скоростью 360 км/ч просто разрывается. Каждая фала выдерживает нагрузку не менее 2,5 тонн. Если бросать стоя, фал может хлестнуть по человеку. После разрыва коробки оператор руками подтягивает фал и складывает его, потому что это подотчетный материал.

Именно к таким крюкам в полу и пристегиваются операторы.

Цементное пятно после «взрыва» коробки растягивается примерно на 250–500 метров. Когда производится повторный заход, виден результат работы: в месте сброса в облаке образуется дырка. Как только реагент достигает облака, капельки воды начинают скапливаться на гигроскопичном веществе и лавинообразно обрушивается дождем. От начала воздействия до выпадения осадков проходит не больше минуты.

Читать еще:  Марка цемента для бетона в40

Если облачность сильная, можно сбрасывать одновременно две коробки, чтобы усилить эффект.

Как говорят летчики, при повторном заходе цели определяются практически визуально, куда можно еще зайти и обработать. Сверху очень хорошо видно. Приходишь в район работы, выбираешь заданный генеральный курс и, согласно ему, обрабатываешь.

А сейчас давайте ненадолго заглянем в герметичную часть самолета – отсек Ф1.

Кабина пилотов Ан-12ВК. Слева – кресло командира, справа – второго пилота. По центру снимка внизу виден проход в кабину штурмана.

Рабочее место штурмана.

Кресло второго пилота.

Надписи перед входом в кабину пилотов.

Герметичная кабина сопровождающего груз персонала.

Над одним из «диванчиков» висит кортик 🙂

Такая еще картинка Ан-12 и переходим к Ан-26.

Ан-26 заправляют топливом.

Грузовой отсек Ан-26.

Установка самолетного азотного генератора.

Кабина пилотов Ан-26.

9 мая в 4 часа утра с аэродрома Чкаловский взлетел самолет-разведчик для зондирования метеообстановки. По результатам его полета принималось решение о необходимости воздействия на облака. Метеорологи были уверены в благоприятной погоде, и в этот раз обработка, скорее всего, не проводилась.

Выражаем благодарность пресс-службе Министерства обороны за предоставленную возможность проведения съемок!

Сбрасывают цемент с самолета

Есть несколько дней, когда в Москве устанавливается хорошая погода. День Победы, День России, День города. И это не примета, а результат работы десятков специалистов, благодаря которым туч в городе в праздничные дни не будет. Главное место – аэродром Чкаловский, откуда в небо поднимаются грузовые самолеты АН-12. Именно они защитят столицу от туч. Но как?

Как разгоняют тучи?

Для начала выясним, что такое облака. Это микрочастицы воды, которые испаряются с поверхности земли и конденсируются в небе. Капли объединяются вместе, становясь все тяжелее и в последствии выпадают в виде осадков. Но прежде чем отправлять самолеты на борьбу с осадками, необходимо выяснить, грозит ли столице дождь. Для этого специалисты аэрологической лаборатории используют радиозонд. Это устройство похоже на пенопластовую коробку с двумя датчиками, определяющими температуру и влажность. Его помещают в шар, наполненный водородом. Зонд проходит через облако, частицы пара попадают внутрь датчика и по их объему определяют, сколько жидкости несет в себе туча. Чем больше влажность, тем вероятнее выпадение дождя. Такие приборы запускают с разных сторон города. Эксперты выяснили, с запада на Москву идут дождевые облака. Надо применять противодождевое оружие.

Специальный цемент для разгона облаков

Его производство начинается в карьере, где добывают известняк и глину. Полученные комья попадают в шаровую мельницу. Внутри нее находятся тяжелые металлические шары, которые бьются о комья и измельчают их. Полученную смесь обжигают при температуре 1500 градусов. Добавляют гипс, железную руду и снова отправляют в мельницу. Смесь перемалывается до однородного порошка. Получился обыкновенный цемент . Как ни странно, но именно его используют в качестве борьбы с облаками.

Грузовые самолеты АН-12 поднимают коробки с цементом на высоту от 5 до 7 километров и сбрасывают их, пролетая над вершиной облака. Поскольку скорость самолета несколько сотен километров в час, реагент распылятся по большой территории. Частицы цементной пыли притягивают к себе молекулы воды из туч. Они настолько малы, что просто не ощутимы среди частиц пыли летающих в воздухе. Капли становятся тяжелее и падают вниз. На земле кажется, что идет обыкновенный ливень. Весь секрет в том, что тучу заставляют пролиться, не долетая до места праздника. Над составом реагента постоянно работают. Например, тестируют обыкновенную поваренную соль. У соли высокая конденсационная активность. Она впитывает в себя больше воды.

Другие средства против облаков

Также очень популярны в этом качестве жидкий азот и сухой лед (углекислота) и даже йодид серебра — наиболее эффективное средство. У всех этих реагентов есть свои преимущества и недостатки, однако цель одна, заставить тучу выпасть в виде дождя.

Разгон облаков – дорогое удовольствие

Каждый вылет самолета обходится в несколько миллионов рублей. в 2013 году — менее 180 миллионов, в 2014 году — чуть более 180 миллионов. В 2017-м году раз в ласти Москвы потратили 293 млн. на борьбу с облаками перед «майскими» праздниками и почти 200 млн рублей на разгон облаков в праздники 4 и 7 ноября. Всего же на разгон облаков в 2017-м году было потрачено 684,6 млн рублей. Поэтому жизнь без осадков — дорогое удовольствие. А в «непраздничные» дни лучше брать с собой зонт.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector