Чем проклеить холст перед грунтовкой
Проклейка холста
Перед тем, как написать сегодняшний пост и пост о грунтовке холста, я прочитала много книг, статей, поговорила с коллегами , чтобы выбрать наилучший вариант.
В итоге их оказалось несколько.
Итак, начнем : проклейка холста.
Проклейка – слой, наносимый на основу (холст, картон, дерево).
— изолировать холст (картон, бумагу, доску) от масляной краски. На непроклеенной основе, масло из краски проникает в целлюлозу, свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле, частично разрушают ее. От этого целлюлоза становится хрупкой и при механических воздействиях легко ломается.
— если ткань имеет редкое переплетение, то клеевая пленка дополнительно закрывает отверстия между нитями. Это достигается нанесением нескольких проклеек 2-4.
При проклеивании холста главная задача не промочить его насквозь, а нанести защитную пленку на лицевую сторону. Поэтому используют раствор проклейки, напоминающий консистенцию холодца. При такой вязкости он незначительно впитается в нити, но достаточно для прочного сцепления с ними.
На проклеенный холст лучше ложится грунтовка, благодаря этому расход грунта снижается до оптимального количества.
Сейчас проклейку можно купить в художественном магазине.
Свойства:
Качественная проклейка позволяет избежать чрезмерного поглощения грунтом связующего вещества из красок. Благодаря этому снижается вероятность пожухания красочного слоя, способствует сохранению художественной работы на более длительное время и укреплению красочного слоя. Консервирующие вещества, входящие в состав покупной проклейки, предохраняют холст от порчи, препятствуют поражению грибком и плесенью.
Вязкотекучая проклейка для холстов обладает крайне слабовыраженным запахом, полностью исчезающим при высыхании. После испарения воды из состава проклеенный холст приобретает водостойкость, покрывается эластичным матовым слоем, хорошо воспринимающим все виды грунтовок, от клеевых до синтетических и эмульсионных.
Проклейка для холстов обладает фунгицидными свойствами, защищает холсты от поражения плесенью и грибком. Полностью готовый к применению состав высыхает в течение трёх-пяти часов, после чего можно переходить к грунтовке.
Способ применения:
Для нанесения проклейки на чистый и сухой холст используется гибкий металлический шпатель. Можно также втирать проклейку в холст специальной щёткой по направлению нитей. Необходимо следить за тем, чтобы проклейка не продавливалась сквозь переплетение волокон на изнанку холста. Излишки проклейки следует снять шпателем.
Сушить проклейку нужно при комнатной температуре без попыток ускорить этот процесс, на это требуется от трёх до пяти часов. После полной просушки холст можно грунтовать.
Домашний рецепт проклейки.
Я предпочитаю готовить проклейку дома, из желатина. Приноровившись, это занимает немного времени и стоит совершенно недорого. Вам понадобится лишь купить в магазине желатин. Желатин продается обычно в пакетиках 8-15 грамм.
Если холсты небольшие 40/50см, то можно сразу проклеивать несколько, если 100/100, то хватит только на него.
Содержимое пакетика высыпаем в кастрюльку и заливаем холодной водой , 1 столовая ложка желатина на 20 столовых ложек воды. Желатин должен разбухнуть. Я обычно оставляю часа на 2-3. После этого варим до кипения, и сразу же снимаем, даем остыть, на ночь ставим в его в холодильник, где он приобретает консистенцию желе, хорошо, если не очень крутое.
Далее надо подготовить холст, бритвой поднять ворс холста.
Потом наносим проклейку на холст. Нас учили наносить желатин щеткой, а снимать лишнее линейкой. Лично мне не нравился такой способ, из-за того что щетка немного взбивала желатин, что делать не рекомендуется. Для себя я нашла альтернативу, наношу желатин небольшими порциями и круговыми движениями прямо на холст своими руками, при этом способе, желатин не мылиться и лучше контролируется нажатие на холст.
Перед каждой новой проклейкой, надо выждать, когда высохнет предыдущий слой, некоторые после высыхания предпочитают прошкуривать каждый слой .
Проклеиваем до тех пор, пока между волокнами не останется дырочек, проверить их наличие можно на просвет.
Во многих книгах я также прочла, что между проклейкой и грунтом иногда используют ПВА, которое наносят соответственно на холст.
Когда училась я, на технике живописи нам не рассказывали о таком способе.
Логичнее всего ПВА из-за его свойства создавать прочный слой , использовать на картоне вместо проклейки, перед тем как использовать грунт.
Всем кто впервые попробовал проклеить холст я желаю удачи и пусть вдохновение не покидает вас!
Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно
Иногда я люблю сама подготовить себе холст. Во-первых, потому что мне это нравится. Во-вторых, потому что в этом случае холст получается дешевле, чем покупной (не то, чтобы выходило очень дешево, но все же). В третьих, можно получить нестандартный размер холста.
Для того, чтобы разобраться в этом и найти эффективный и качественный способ, я читала много статей, смотрела нудные видео, изучала разные серьезные книги. В общем, потрачено много времени, а его у всех мало. Поэтому у меня тут всё кратко, ясно и по делу. Обмен опытом.
О материалах
Подрамник можно купить в художественном магазине или багетной мастерской. Холст — в магазине тканей. Лучше всего чистый лен, можно лен с хлопком. На ткани не должно быть много узелков и другого брака, ткань не была слишком тонкой или рыхлой. Для небольших холстов можно купить ткань совсем недорого в магазине обрезков. Многие художники используют двунитку, но я остерегаюсь (она слишком дырявая), все-таки как-нибудь попробую. Желатин можно купить в продовольственном магазине. Аспирин (ацетилсалициловая кислота), касторовое масло, глицерин продаются в аптеке.
Холст надо натянуть на подрамник. Можно самостоятельно с помощью мебельного степлера, а можно с помощью мужчин (надо же дать возможность проявить любовь).
Рецепт клея из желатина (для проклейки)
Для первой проклейки холста лучше использовать 7%-ный желатиновый клей.
7 граммов на 100 граммов воды.
Это значит, что на маленький пакетик желатина (10 грамм) надо 142 грамм воды, а на большой пакетик (25 грамм) — 357 грамм воды. Вес воды можно округлить в меньшую сторону. И помним, что 1 грамм воды = 1 мл.
Итак:
— 25 грамм желатина;
— 357 грамм воды (можно 350);
— 1/2 таблетки аспирина;
— 1 чайная ложка пластификатора (глицерин или касторовое масло).
В холодной кипяченой воде замочить желатин на 1 час, потом добавить измельченный аспирин и пластификатор. Нагревать, помешивая, до температуры, которую терпит палец руки. Снять с огня и пусть остывает при комнатной температуре несколько часов, чтобы получилось желе средней мягкости. Консистенцию хорошо видно на фото выше.
25 грамм желатина хватит приблизительно на 2 холста 40 на 50 см и на 2 проклейки. Приблизительно, конечно.
Глицерин и касторовое масло можно купить в аптеке.
На мой взгляд, самый простой и эффективный способ – проклейка холста рукой. Обычно делают это также губкой, шпателем, ножом, мастихином… Как я поняла, удобство зависит в основном от консистенции клея: если жидковат, то губкой будет удобнее, чем рукой. Если клей слишком жидкий, то больше вероятность, что он просочится насквозь. У меня 7%-ая консистенция, клей не получается жидким, от руки немного подтаивает и это помогает.
Проклейка холста
1 проклейка.
Перемешать готовый клей по рецепту из предыдущего поста. Теперь можно его наносить на холст. От тепла руки желе будет немного таять, поэтому долго не надо возить по одному и тому же месту, иначе холст будет сильно провисать и может пропитаться насквозь. Боковые части тоже проклеиваем. Клея идет довольно много.
Оставить для просыхания на 10-12 часов. Станет как барабан. Можно шкуркой слегка пройтись.
2 проклейка.
Используем или этот же клей или 5%-ный (5 грамм на 100 грамм воды, 10 грамм на 200 грамм воды, 25 грамм на 500 грамм воды). Также втираем в холст. 10-12 часов для просушки и снова шкурка.
Делать лучше 2-3 проклейки, главное, чтобы клей не просочился насквозь, и в итоге не должно быть на просвет дырочек.
На фото видно, как выглядит холст сразу после проклейки.
Далее можно грунтовать.
Грунтовка холста
На фото показаны материалы, которые я использовала и результат работы.
Обычно я грунтую в 2-4 слоя. Главное правило: слой не должен быть толстым. Между слоями нужна просушка в несколько часов, не меньше 2. И каждый раз можно слегка шкурить. Боковые стороны тоже грунтуем.
1 грунтовка.
Для первого слоя грунтовки лучше всего купить в строительном магазине хорошую акриловую белую краску для внутренних и наружных работ. Многие художники советуют использовать простую водоэмульсионную краску, но я думаю не стоит сильно экономить на грунте. В краску для 1 слоя можно добавить остатки клея (чуть подогреть, чтобы не было комков). Покрывать с помощью широкой кисти. Консистенция краски — как жидкая сметана, скорее даже, как кефир.
2 грунтовка.
Для второго слоя используем ту же краску, только более жидкую без клея.
3 грунтовка (заключительная).
Часто использую готовый грунт из художественного магазина. Производитель лучше Сонет, а не Гамма (какие-то комки, рыхлый, желтоватый). Но можно использовать снова ту же акриловую краску. Опыт показывает, что она не хуже. Сейчас есть очень хорошие акриловые краски, а последний слой всегда можно сделать художественным грунтом.
В итоге имеем холсты хорошего качества и гордимся собой!
Грунт акриловый Таир 100мл черный 1301402
- Описание
- Отзывы о товаре
- Задать вопрос
- Дополнительно
Для подготовки поверхности к окрашиванию требуется нанесение грунтовки, это придаёт рабочей поверхности плотность и ту степень шероховатости, которая наилучшим образом подходит под акриловые, масляные, темперные и гуашевые краски.
Благодаря грунтовке краска не проникает в пористую или гигроскопичную основу, картон или холст, и не скатывается с гладких поверхностей типа металла.
Акриловый грунт можно назвать универсальным, ведь он прекрасно ложится на практически любой материал: все виды бумаги и картона, ткань и холст, дерево и древесно-стружечные материалы, камень, пластмассу и стекло.
Характеристика:Акриловый грунт представляет собой густую пасту белого цвета, представляющую собой водно-дисперсионную смесь акрила и диоксида титана с примесью вспомогательных веществ и нейтрального наполнителя.
Акриловый грунт используется для грунтования всевозможных поверхностей перед тем, как начать работу акриловыми, масляными, темперными или гуашевыми красками. Загрунтованная поверхность обладает той степенью шероховатости и плотности, которая является оптимальной для живописи. Благодаря грунтовке краска не впитывается в основу и это позволяет снизить расход краски. Акриловый грунт при высыхании сохраняет эластичность, что позволяет использовать его для грунтовки холстов.
Свежий акриловый грунт имеет вязкотекучую консистенцию, обладает очень слабым почти незаметным запахом. При высыхании из грунта испаряется вода, после чего поверхность становится водостойкой, плотной, эластичной и матовой. Грунт обладает хорошей степенью адгезии практически с любыми поверхностями. Для высыхания требуется около двух часов. На грунтованную поверхность хорошо ложатся практически любые краски.
Способ применения:
Перед нанесением грунта рабочая поверхность должна быть тщательно очищена от любых загрязнений и обезжирена. Несмотря на то, что акриловый грунт выпускается в форме, полностью готовой к применению, перед началом работы рекомендуется размешать его до однородного состояния. При необходимости можно слегка развести его водой до нужной консистенции. Грунт накладывается на основу плоскими широкими кистями с синтетической щетиной, можно использовать мастихин, шпатель или валик.Холст перед грунтовкой рекомендуется проклеить, эта процедура обеспечивает лучшее сцепление холста и грунта, увеличивается долговечность покрытия. Для проклеивания лучше использовать специальную проклейку для холста производства компании «ТАИР». Можно наносить грунтовку и без предварительной проклейки, но при этом увеличивается расход грунта и несколько снижается прочность покрытия.
Грунтование холстов производится послойно, каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. Не рекомендуется подвергать холст искусственной просушке, она должна проводиться при комнатной температуре. На качественно прогрунтованном холсте сохраняется «зерно» ткани.
Количество грунта на квадратный метр холста определяется плотностью и структурой ткани, её зернистостью. Средний расход акрилового грунта — 200-300 г/м².
Работы с акриловым грунтом рекомендуется проводить при температуре окружающей среды выше 5 °С.
Скорость высыхания:
После нанесения завершающего слоя грунта холсту требуется двое суток для окончательной просушки, только после этого можно продолжать работу с красками и контурами. При грунтовке твёрдых не впитывающих поверхностей работать можно уже через два часа после высыхания грунта.Высохшая акриловая грунтовка не смывается водой, поэтому рекомендуется сразу после окончания работы промыть водой использованные инструменты, тару, смыть случайные пятна.
Выбираем грунт для живописи
Эмульсионный грунт
Художественный эмульсионный грунт для масляной живописи никогда промышленно не производился. Причина проста: эмульсия очень не стабильна и не может долго храниться отдельно как самостоятельный продукт, а любое промышленное производство предусматривает некое хранение. Никакого оборудования для изготовления подобных эмульсий никогда не было.
Эмульсионный грунт всегда изготавливался практически ручным способом с применением автоматов-мешалок «на месте» и сразу же наносился на холст. Поэтому, когда вы покупаете эмульсионные холсты в магазинах, знаете, что их делает такой же ваш коллега по цеху, возможно даже в такой же самой мастерской, как и ваша.
Любители эмульсионного (полумасленого, масляно-клеевого) грунта, не должны забывать: вне зависимости от состава эмульсии грунту надо просохнуть минимум три месяца.
Если же вы покупаете готовые грунтованные холсты с эмульсионным грунтом, то они и вовсе могут оказаться не только непросохшими, но и пересохшими. Работа на пересохшем эмульсионном грунте, как и на масляном, приведет к появлению ранних трещин. Более того, размягчать пересохший эмульсионный грунт маслом бесполезно! Точнее, это сделать можно, но лишь облегчить письмо, но не вернет «правильную» структуру грунту.
Работать на эмульсином грунте надо в определенный промежуток равный максимум двойному сроку его высыхания. Например, если конкретной эмульсии надо высохнуть три месяца, то писать по ней можно в течение последующих 6 месяцев.
Добавлю: если в эмульсионном грунте используется хотя бы немного подпорченное масло, (а это тоже может быть, поскольку масло — натуральный компонент), то сохнуть такой художественный грунт может намного дольше. Точных данных сказать не могу, поскольку полимеризация испорченного масла может и вовсе остановиться!Масляный грунт
То, что масляный грунт можно использовать только для масляных красок и он не предназначен для всех остальных видов водорастворимых красок, типа акрила акварели гуаши и даже многих видов темперы, знают многие. А вот то, что к масляному грунту могут подойти даже не все масляные краски — знают далеко не все. Между тем, это действительно так. Подобных случаев у меня было не мало. Обязательно тестируйте своих производителей красок на сочетание со своим масляным грунтом. Если вы чувствуете, что краски ложатся плохо, то высока вероятность того, что они также быстро от него и отстанут в скором будущем.
Лучший грунт для масляной живописи — все-таки акрил!
Однако здесь сразу необходимо внести ясность: я имею ввиду специальный промышленный художественный акриловый грунт. В Европе данный грунт называется просто «универсальный грунт» или «universal primed». Накладывается на холст такой грунт обязательно в несколько слоев, количество которых варьируется от 3 до 7 и зависит от типа холста.
Впервые универсальный грунт разработала и применила итальянская компания P.E.R. Belle Arti, затем его опыт переняла Lanificio Prato, Gencla и Caravaggio. Сейчас грунты «universal primed» применяется уже несколько десятилетий всеми европейскими производителями холстов и является своего рода золотым стандартом художественного грунта.
Почему я имею ввиду этот «универсальный грунт»? Потому что в магазинах часто продают большое разнообразие грунтов на основе акрила, состав которых может сильно отличатся друг от друга. Порой их состав отличается настолько, что в пору говорят о разных видах или подвидах акриловых дисперсии. Именно такое различие в акриловых грунтах породило множество мифов и все основные недовольства художников.
Больше того, сам по себе универсальный грунт в определённой степени отличается от классического акрилового грунта прошлого века, применение которого особенно в масляной живописи вызвало много споров.
Универсальный грунт — это самый современный акриловый грунт, который превосходит все ранее известные разновидности грунтов на основе акрила. Он фактически не имеет недостатков. Не зря его назвали именно «универсальным». Он прекрасно подходит для всех видов живописи: акриловой, масляной, темперной, а отдельные его виды подходят также даже для живописью акварелью и гуашью.
Технологии не стоят на месте и самое время пользоваться плодами этих технологий в полной мере.Стирка негрунтованного холста обязательна!
Негрунтованный холст особенно российского производства перед употреблением необходимо хорошо выстирать в теплой воде, поскольку в нем могут содержаться вредные примеси (в т.ч. аппретура). Данные примеси разрушают прочность проклейки и художественного грунта вне зависимости от их типа и состава и могут изменять со временем цветовой тон красок.
Однослойная и многослойная грунтовка холста
Грунтовка холста в несколько слоев имеет преимущество перед грунтовкой в один сплошной слой. Многослойная грунтовка гораздо долговечнее однослойной. Однако при самостоятельном грунтовании холста помните, что многослойность предусматривает интервал между слоями, в течении которого эти слои должны достаточно просохнуть. Сколько конкретно требуется времени зависит от конкретного художественного грунта и его состава, однако помните: если слой недостаточно просохнет, то при наложении последующего слоя получится два плохо сцеплениях друг с другом слоя, которые по своей прочности будут уступать даже однослойной грунтовке.
Самый просто и щадящий в этом отношении является акриловый грунт для живописи. На просушку одного слоя достаточно 2-3 часа, а вот с эмульсионным грунтом не все так однозначно и срок просушки слоя зависит от его конкретного состава и доли в нем масла.Шлифовка при грунтовании холста нужна!
При самостоятельно грунтовании холста не забывайте, что перед нанесением следующего слоя грунта, уже наложенный слой грунта не можно, а нужно отшлифовать. Шлифовка грунта сглаживает неровности засохшего грунтовочного слоя и увеличивает площадь соприкосновения со последующим его слоем и улучшает прочность сцепления. Также косметической шлифовке подлежит и финишный слой грунта.
Отчего «тянет» художественный грунт?
Все очень просто: чем больше в живописном грунте содержится пигмента, тем более грунт обладает способностью к впитыванию связующего их красок и тем больше грунт называют тянущим. Сами виды пигментов обладают разной способностью к впитыванию. Так, белила впитывают меньше, мел — больше.
Если грунт просочился на изнанку холста
Считается, что если при грунтовке холста грунт просочился на его изнанку, значит он был недостаточно проклеен. На самом деле это не всегда так. В подавляющем большинстве случаев это означает, что сам по себе холст настолько редкий и неплотный, что просто непригоден для живописи изначально.
Так же считается, что писать на таком холсте нельзя потому, что связующее из красок проникнет в холст и испортит его. На самом деле причина в другом. Грунт, проникший через нити на изнанку холста, в будущем просто «разорвет» холст и превратит живопись в сплошной кракелюр. Исправить ситуацию уже не получится. Такой холст подлежит только утилизации.Как просто проверить грунт на прочность?
Художественный грунт после высыхания не должен осыпаться при проведении по нему острым предметом, особенно мелкими кусочками. Осыпание грунта может свидетельствовать о нарушении состава грунта или технологии его производства. Безусловно этот тест не исключительный, однако, как показывает практика, он отсекает добрую половину некачественных художественных грунтов.
Проклейка холста не заменяет грунтовку холста
Среди художников часто бытует мнение, что некоторые виды художественных грунтов (одни считают, что эмульсионный, другие — что акриловый) могут заменить проклейку холста для живописи маслом. Это категорически неверно.
Проклейка холста — это пропитка холста чистым клеем. Грунтовка холста — это покрытие холста составом, в котором клей выступает только как вспомогательное вещество и то не всегда. Пропитка и покрытие — это вещи принципиально разные процедуры с разными задачами. Грунтом холст не пропитывают.Оптимальный клей для проклейка холста для маслянной и акриловой живописи
Оптимальными клеем для проклейки негрунтованных холстов в домашних условиях является клей ПВА, а вот для готовых фабричных грунтованных холстов вполне допускается проклейка как с применением ПВА, так и желатина. Фабричная проклейка желатином, применяемая в Европе, не идет ни в какое сравнение по качеству с домашней проклейкой желатином, которая известна большинству российских художников.