Profilpipe.ru

Профиль Пипл
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпич конца xix века

Владивосток в кирпичной гравировке. По следам Цесаревича

В Музее Города (ул. Петра Великого, 6) представлена частная коллекции клеймённого кирпича конца ХIX — начала ХХ века, изготовленного местными мастерами в честь визита во Владивосток в 1891 году Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича и Его Королевского Высочества принца Георгия Греческого. Редкие экземпляры «УСС.ЖД.», «Т-во КП»; символика «перекрещенного якоря и топора»; тайна кирпича с клеймом «ОВЛ и Ко». Выставка будет работать до конца лета.

Коллекция представлена «Podrezovs Creative Group (PCG)» — группой трёх молодых людей, объединённых страстью к изучению истории Владивостока, исследованиям, краеведению, фотографии и коллекционированию. На поиски материалов, составления коллекции и исследовательскую работу ушло около двух лет. Вместе с коллекцией кирпичей на выставке будут представлены фотографии из фондов Приморского музея имени Арсеньева, рассказывающие о судьбоносном для города событии.

На выставке вы увидите несколько десятков строительных кирпичей, произведенных в конце XIX века на местных кирпичных дворах, сохранивших в себе память о визите во Владивосток в 1891 году престолонаследника Российской Империи. На них нанесены уникальные гравировки — клейма «Н и Г», «УСС.ЖД», «Т-во КП», «ОВЛ и К» Это — редкий случай, когда кирпич клеймился по случаю какого-либо события. Приезд цесаревича на дальневосточный форпост империи был не только символичным событием — в первую очередь он решал государственные цели и задачи, главной из которых стала закладка Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути.

А ещё Максим Подрезов, один из организаторов выставки, удивил всех, прочитав занятную надпись на старинной открытке 1905 года, которую прислали ему из Германии.

Важно, что инициаторами выставки стали сами жители Владивостока. А сюрпризом в день открытия стала передача нескольких находок в фонды Приморского музея ещё одним неравнодушным горожанином Глебом Ильинским.

Красный кирпич: архитектура между мировыми войнами

Кирпичный экспрессионизм. Вы уже слышали об этом стиле? Если и не слышали, точно видели, путешествуя по Германии или Нидерландам, где он зародился и получил распространение в 20-х годах прошлого века.

Кирпичный экспрессионизм. Часть I

Берлин, Ганновер, Лейпциг, Гамбург, Кельн, Гельзенкирхен. В Германии сохранилось немало зданий, построенных в стиле так называемого кирпичного экспрессионизма (Backsteinexpressionismus) в первые десятилетия XX века. Несмотря на разрушительные бомбардировки во время Второй мировой войны, достаточно много их осталось в северных регионах и рейнско-вестфальской промышленной области.

Красный кирпич — материал старый и традиционный. Он получил распространение много столетий назад. Кирпич и керамическую облицовочную плитку широко использовали там, где не было достаточных запасов природного камня, но имелись значительные месторождения глины.

Кирпичные эпохи

2 евро. Ворота в Любеке

Среди памятников более ранних эпох и стилей, возведенных из этого материала, следует отметить кирпичную готику в ганзейских городах Германии, в частности, в Любеке и Штральзунде. Они внесены ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Здания из красного кирпича вообще считаются характерными для Ганзейского союза — торгового объединения свободных немецких городов Северной Европы XIII-XVII веков. За романскими и ренессансными вариантами краснокирпичного зодчества в Германии тоже далеко ходить не надо, но их меньше.

Однако вернемся к кирпичному экспрессионизму в двадцатые годы прошлого века. Офисные здания и присутственные места, школы и гимназии, заводские управления и водонапорные башни, фабрики, церкви, издательства, жилые дома, крематории и полицейские участки, — лаконичные, простые, строгие. Они увлекают игрой правильных геометрических форм и зовут ввысь — как будто их сложили из красных деталей детского конструктора, только не гладких, а шероховатых, лишенных пластмассового блеска с помощью грубой наждачной бумаги. Кирпичная патина жадно впитывает в себя дневной свет, а после дождя становится более сочной и контрастной.

Кирпичный экспрессионизм в Германии символизирует предшествовавшие нацистскому «третьему рейху» динамичные и противоречивые «золотые двадцатые» годы.

Экспрессионизм и тоталитаризм

Здание VW в Вольфсбурге

С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году развитие и распространение этого стиля завершилось, а в моду вошел столь любимый Гитлером неоклассицизм с гранитом, мрамором и необузданной гигантоманией. Даже убежденные сторонники коричневой идеологии, но ранее принадлежавшие к экспрессионисткой школе, с трудом получали заказы, несмотря на готовность принять новую тоталитарную эстетику.

Читать еще:  Вес куб метр кирпич

Красный кирпич во времена национал-социализма, конечно же, использовали, но главным образом, для возведения промышленных и менее репрезентативных зданий. Типичный пример — завод, построенный в нынешнем городе Вольфсбург по заказу фюрера для производства народного автомобиля «Фольксваген» (Volkswagen).

Хотя между стилями прошло всего несколько лет, здесь бесполезно искать какие-то экспрессионистские и прочие декадентские вольности. Все строго и сурово, от стен отдает холодом, а длинные коридоры производственных цехов вызывают ощущение жестокой компьютерной игры, цель которой — пройти до конца, пролив как можно больше крови.

Здание школы Bauhaus в Дессау

История стиля

Кирпичный экспрессионизм как стиль возник и развивался в Германии параллельно с функционально-экономичной школой Баухауса (Bauhaus), которая осознанно отказывалась от любых декоративных украшений. В свою очередь, представители второго направления, наоборот, разработали собственный орнаментальный язык — с многочисленными углами, ребрами, разными горизонтальными и вертикальными формами. Тем самым они пытались передавать динамику и напряжение бурной послевоенной эпохи, прогресс и радостное (поначалу) предвосхищение будущего.

Особенности материала

Для строительства и отделки фасадов использовался не только обычный обожженный кирпич (Backstein), но и клинкерная плитка (Klinker), поэтому стиль иногда называют не кирпичным, а клинкерным экспрессионизмом (Klinkerexpressionismus). Плитка стоила дороже, но была более устойчивым материалом, поэтому идеально подходила для промышленных объектов. Именно поэтому кирпичный экспрессионизм получил особо широкое распространение в Рурской области с ее угольными шахтами и сталелитейными заводами. Здесь он стал типичным региональным стилем.

Что качается цветовой гаммы, архитекторы могли выбирать между многочисленными оттенками красного и коричневого тонов и вплоть до фиолетовой плитки. На этом фоне эффектно смотрятся ослепительно белые рамы, как правило, высоких и узких оконных проемов, напоминающих бойницы средневековых крепостей.

Главный символ Ганновера

Фасады зданий украшали скульптурами и другими элементами, например, в духе арт-деко, что совсем не удивительно для тех лет. Чувствуется и влияние модерна. Зодчие-экспрессионисты вообще охотно цитировали другие стили, в частности, восточную архитектуру. Выдающийся пример — издательская высотка Anzeiger-Hochhaus в Ганновере. В оформлении ее фасада помимо восточных также читаются готические цитаты.

Это 50-метровое здание с импозантным позеленевшим от времени медным куполом сейчас считается одним из главных архитектурных символов Ганновера — столицы Нижней Саксонии. Строительство было завершено в 1928 году. В «золотые двадцатые» Anzeiger-Hochhaus принадлежал к числу самых высоких зданий в Германии.

Под медным куполом сначала находился планетарий, а после Второй мировой войны оборудовали кинотеатр. В течение нескольких лет до переезда в Гамбург в 1949 году в здании располагалась редакция только что созданного еженедельника Spiegel.

Кирпичный экспрессионизм в Гамбурге

Архитекторов десятиэтажного Chilehaus в Гамбурге инспирировала средневековая готика, а также современный стиль арт-деко. Заказчик заработал огромное состояние на торговле с Южной Америкой. Отсюда и название: «Чилийский дом». На его строительство ушло 4,8 миллиона кирпичей.

Вонзающийся в городское пространство фасад, в котором доминируют характерные для готики вертикальные линии, устремленные к небу, напоминает нос корабля, а сам угол считается самым острым «архитектурным» углом в Европе. Такая форма объясняется не чисто эстетическими побуждениями, а границами земельного участка в торговом квартале, эффективно использованного при застройке.

Кирпичные мозаики

Из кирпичей и обожженных плиток выкладывались самые разные орнаменты, что оживляло фасады, придавая им вертикальный и горизонтальный ритм. Некоторые узоры чем-то напоминают «косички» из школьных тетрадей в клетку, которые рисуют на уроках скучающие ученики. Однако одними «косичками» дело, конечно, не ограничивается. Художники и архитекторы создавали из кирпичей целые скульптурные изображения.

Чтобы придать неожиданные акценты, во время отделки фасадов иногда использовали клинкерные плитки, выбивавшиеся из общей тональности. По большому счету — плитки бракованные, с необычными оттенками. Они чем-то напоминают заснувшие световые ячейки больших мониторов, которые используют во время трансляций футбольных матчей или каких-то крупных мероприятий на городских площадях.

Автор: Максим Нелюбин
Редактор: Ефим Шуман

Кирпичи и кирпичники. Из чего сложили каменный Томск?

«Томское кружево» — оно, бесспорно, деревянное. Но и каменные здания, особенно в центре, создают неповторимый городской ландшафт.

Кирпичный центр Томска, созданный знаменитыми архитекторами Лыгиным, Нарановичем, Фишелем, Бруни не мог бы существовать без людей, организовавших производство кирпича на месте — везти его откуда-либо было делом затратным. О них сегодня и поговорим.

Читать еще:  Не замачивать облицовочный кирпич

«Кирпичные сараи»

Первой формой производства кирпичей были «кирпичные сараи». Они и были — сараи, в которых размещалась ванна для замеса глины и формовочные столы. Рядом же находился навес для сушки готовых изделий. И обжиг происходил в печах, сложенных на воздухе, тут же.

Первые известные по архивам владельцы «кирпичных сараев»: Лошкомоев, Воробьев и Сумароков, были в Томске уже в начале XIX века. Усадьбы Лошкомоевых и Воробьевых сохранились. Лошкомоевы жили по адресу пер. Песочный, 32 / ул. Средне-Кирпичной, 4, а Воробьевы тоже на углу, но уже пер. Песочный, 44 и ул. Яковлева, 81.

Где конкретно жили Сумароковы, неизвестно. Зато известно, что потомок кирпичника полковник Сумароков в июне 1918 года возглавил офицерское восстание при приближении к Томску чехословацкого корпуса.

От этих мастеров и пошли селиться другие кирпичники и их работники, в районе между улицами Большая Кирпичная (Октябрьская), Средне-Кирпичная, Петровская (Яковлева) и Песочной (переулок Песочный), в честь этого и названный Кирпичами.

Технология производства кирпича вплоть до середины XIX века, была сугубо ручная. Вручную добывалась глина, вручную замешивалась, потом ее накрывали мокрой рогожей, и начинали руками в специальных формах формовать кирпичи. Затем, после высыхания — обжиг. Один кирпич весил около 4 кг.

Производство возможно было только летом, так как сушили кирпичи на воздухе. За сезон на одном «кирпичном сарае» производили от 8 до 10 тысяч штук. На строительство одной усадьбы или церкви требовалось от 100 до 200 тысяч штук кирпича. Так что, подряд распределялся на несколько предприятий и особой конкуренции между производителями стройматериала не было. А на свои дома кирпича не очень хватало: район Кирпичи преимущественно деревянный.

С середины XIX века стали появляться кольцевые обжиговые печи и ленточные прессы, глинообрабатывающие машины, вальцы, глиномялки и бегуны. Все эти приспособления облегчили изготовление кирпича. И, соответственно, производительность заводов увеличилась.

Одним из первых таких высокопроизводительных предприятий стал завод банщика Березина. Он сдал свою баню во рве на Октябрьской купцу Немзеру и основал свой завод, который за лето стал выдавать 200 тысяч штук кирпича.

«Кирпичеделательные заводы»

Но посмотрим на кирпичные здания конца XIX — начала XX века. Кроме обыкновенного кирпича, мы увидим много элементов нестандартной формы. Лекальные карнизные кирпичи, различные клинья, боковики и прочие детали создают неповторимый узор и Общественного собрания (Дом офицеров), и «Торгового дома Е. Кухтерин и сыновья» (мэрия), и корпусов ТГУ, ТПУ, СибГМУ и многих каменных храмов Томска.

Первым такого рода продукцию начал изготавливать «паровой кирпичеделательный завод» Федора Пичугина. Располагался он в то время на юго-востоке за городом, возле месторождения хорошей глины, посреди леса, который рубили на дрова для топлива обжигальных печей. А ещё там был ключ, из которого брали воду для замеса глины. Сам Пичугин решил сам поселиться здесь. Построил дворец с тремя башенками. Сейчас от завода и усадьбы осталось только здание по ул. Косарева, 9. Башенки снесли, все дворовые постройки тоже. Осталась лишь часть главного дома, в которой расположился детско-юношеский центр «Звездочка». Ключ тоже забили, и где-то нашел он другой выход.

Отдельная часть истории кирпичного дела в Томске — строительство университета. Для его постройки понадобилось несколько миллионов штук кирпича. По некоторым источникам — до 15 миллионов. В 1880 году всё томское производство кирпича составляло около 500 тысяч штук за лето, то есть на необходимое количество кирпича потребовалось бы тридцать лет. Поэтому было принято решение построить ещё два высокопроизводительных завода, Петра Михайлова и Захария Цибульского.

При строительстве Технологического института использовались кирпичи с Михайловского и созданного позднее Некрасовского завода.

С этого момента производство кирпича в Томске окончательно становится дело государственным и стратегическим. До такой степени, что в 1903 году «Городской управой был сдан в аренду Томскому Исправительному Арестантскому Отделению № 1-й на 12 лет участок городской земли, под устройство на нем кирпично-делательного завода».

А в 1904 году Городская управа направила «техника П.И. Земскова …в Россию для осмотра производства строительного кирпича, на случай применения его в Томском городском хозяйстве».

Читать еще:  Битумная кровельная герметизирующая лента tytan 10 кирпич 10 м

Новые здания из старых кирпичей

После революции производство кирпича было сведено к минимуму. И новая власть активно использовала кирпич б/у, разрушая храмы. С одного только Троицкого собора было получено более миллиона штук годного кирпича, из него сложили здание, в котором теперь располагается один из корпусов ТГАСУ.

Затем все же было налажено производство строительного кирпича на бывшем Михайловском заводе, основаны несколько новых кирзаводов. Но из них уже мало что было ценного построено. Иные задачи стояли перед обществом. Иные подходы.

А в Кирпичах все же есть несколько домов, деревянных, но на кирпичном основании. Так вот, эти кирпичи были сделаны голыми руками неизвестных рабочих «кирпичных сараев». Наверное, потому они до сих пор такие крепкие, что были сформованы из глины, замешанной руками, добытой руками. Погладьте их, почувствуйте связь времен.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Томский Обзор».

Житель Уфы собрал коллекцию кирпичей из XIX века

Это не просто строительный материал, а экспонаты родом еще из позапрошлого века. В его собрании уже около 200 экземпляров, каждый из них со своей историей. В чем ценность предметов необычной коллекции и чем они отличаются от нынешних кирпичей, лежащих в основе новостроек?

По этим осколкам прошлого можно изучать историю. Иностранный Reiss нашли во Львове, потому что территория города до 1914 года была в составе Австро-Венгрии. А эти три буквы – инициалы владельца кирпичного завода Михаила Николаевича Облецова – двоюродного брата художника Нестерова.

Денис Сабиров, коллекционер: «Вот уфимский кирпич Лаптева. Его в 1917-м году большевики расстреляли в собственном доме. Павел Павлович Подашевский – первый автомобилист, который владел автомобилем в Уфе».

Первый экспонат своей коллекции Денис нашел в собственном доме дореволюционной постройки. Спустился в подвал и обнаружил кирпич, который не был похож на современные, да еще и с клеймом – №1. В Интернете нашел форумы, начал знакомиться с коллекционерами. Что-то обнаружил при сносе старинных домов, какие-то экспонаты менял у коллег. Этот, например, ему достался от актера Андрея Носкова, который тоже увлекается кирпичами.

Денис Сабиров, коллекционер: «Каждый производитель показывал, что он свое качество бережет, он не стеснялся ставить фамилию. Тот же самый Лаптев, Шашин, Шубин. Вот до сих пор кирпичи сохранились».

Жизнь русского кирпича на до и после разделила Гражданская война. После прихода большевиков многих владельцев фабрик расстреляли или посадили, предприятия национализировали. Исчезли фамилии, клейма, канули в небытие целые династия производственников, кирпич потерял лицо.

Один экспонат коллекции слегка выделяется среди всех остальных. Это даже не кирпич, а черепица. Такие часто использовали при строительстве домов на Кубани в дореволюционные годы. Внизу надпись «Марсель» и имя производителя – «Генри». Французские плиты часто использовали и при строительстве зданий в Грузии и Абхазии.

Больше всего коллекционеров кирпичей в Питере – там им есть, где разгуляться. Но даже они многое готовы отдать вот за этот экземпляр. Производители «Шашин – Шубин». Завод находился в Нижегородке, но, как и многие, сгинул в конце десятых годов XX века. Из него был построен вокзал в Златоусте. В коллекции Дениса довольно много и кирпичей иностранного производства. Некоторые в России оказывались совершенно случайно.

Денис Сабиров, коллекционер: «Это итальянский кирпич – Ливорно, северная часть Тосканы. Найден в городе Таганрог. Морем приходили, к нам приезжали за пшеницей. Чтобы заходить в порт в качестве баласта грузили кирпич».

Недавно Денис дал старт еще одной коллекции. Экспонаты не менее оригинальны – это страховые таблички.

Денис Сабиров, коллекционер: «Когда пожары у нас в городе происходили, деревянные дома были. Сгорали целые улицы. Были страховые компании, которые вывешивали таблички, что дом застрахован. Стоимость такой таблички на аукционе составляла до 6 тысяч рублей».

За коллекцию кирпичей ему уже предлагали больше 100 тысяч рублей. Отказался. Столько вложено усилий, и столько стоит за этими, казалось бы, простыми кусками глины. Ушли люди, закончилась эпоха, исчезли дома, а эти осколки былого по-прежнему живы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector