Profilpipe.ru

Профиль Пипл
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпич от колокольни монастыря

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
    • Служение
    • Встречи и поездки
    • Выступления и послания
    • Указы и награждения
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол
В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
В канун праздника Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
Состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
Священный Синод поручил рассмотреть многочисленные обращения клириков Александрийской Православной Церкви с просьбой о принятии их под омофор Московского Патриархата

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение воссозданной колокольни Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга

13 сентября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия посетил Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга.

Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали настоятельница Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина) и сестры обители.

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение восстановленной колокольни обители со святыми вратами и надвратным храмом.

На богослужении присутствовали представители государственной власти, духовенство Санкт-Петербургской митрополии, благотворители и прихожане обители. Среди молившихся были настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке г. Санкт-Петербурга игумения Людмила (Волошина), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова).

Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Воскресенского Новодевичьего монастыря (регент — Владимир Давыдов).

По завершении чинопоследования освящения звонницы Святейшего Патриарха приветствовала игумения София (Силина), которая преподнесла Его Святейшеству символический колокол с изображением благоверного князя Александра Невского и колокольни обители.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваше Превосходительство, господин губернатор! Уважаемые высокие представители государственной власти! Матушка игумения, дорогие отцы, братья!

Я с особым чувством ступил на землю этой святой обители, которая действительно воссияла всей своей красотой. В свое время это место было закрыто для верующих, здесь было невозможно совершать богослужения. Хорошо помню все эти времена, и потому с особым чувством участвую в освящении храмов, колоколен, других святынь в родном для меня городе, поскольку все это — знаки реального возрождения духовной жизни Санкт-Петербурга.

Хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреподобие, матушка игумения, всех благодетелей, которые участвовали в строительстве колокольни, всех, кто трудился своими руками, восстанавливая эту святыню. Колокольня действительно стала архитектурной, а значит, и духовной доминантой, ведь это храмовая архитектура, украшенная крестом, и совершенно очевидно, что крест, вознесенный на такую высоту, является замечательным символом и освящает град Петров. Дай Бог, чтобы и в других местах были воздвигнуты колокольни с водруженными на них крестами, с тем чтобы лик нашего града, Северной столицы, все более и более обретал свои исторические христианские контуры.

Все это имеет значение не только для архитектуры города, но и для духовной жизни петербуржцев. Ради этого и строятся, и восстанавливаются храмы, потому что с укреплением духовной жизни все встает на свои места — выстраивается правильная система ценностей, жизненных координат. Это нужно помнить всем, кто еще сомневается, — верить или не верить, идти в храм или не идти. В условиях современной быстро меняющейся жизни человеку очень важно не заблудиться, не потерять систему координат. И вот Слово Божие, храмы Божии, молитвы и богослужения — это те путеводные знаки, которые помогают человеку не заблудиться в дебрях современности, сохранить самих себя и участвовать в построении той жизни — общественной, государственной, политической, экономической, — которая была бы направлена на раскрытие человеческого потенциала, которая оберегала бы духовное наследие нашего народа, помогая каждому последующему поколению актуализировать это наследие.

Благодарю еще раз и господина губернатора, и всех, кто содействовал строительству колокольни, — благотворителей, жертвователей. Пусть Господь воздаст всем вам за это большое и доброе дело милостию Своею и поможет вам укрепиться в вере православной, иметь здравие душевное и телесное. А в память о сегодняшнем дне хотел бы передать вам это изображение Богоматери, положенной во гроб. Спаси Господи!»

Святейший Патриарх Кирилл передал в дар обители шитый образ Успения Божией Матери.

Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к помощи Санкт-Петербургской епархии и трудам по восстановлению колокольни Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга наград Русской Православной Церкви удостоены:

  • игумения София (Силина), настоятельница Новодевичьего монастыря, — медали «Патриаршая благодарность»;
  • К.В. Голощапов — ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени;
  • президент группы компаний Glorax Group А.А. Биржин — ордена преподобного Серафима Саровского II степени;
  • председатель совета директоров холдинга Setl Group М.В. Шубарев — ордена преподобного Сергия Радонежского II степени;
  • вице-губернатор г. Санкт-Петербурга Н.В. Линченко — Патриаршей грамоты;
  • председатель Комитета по строительству Администрации Санкт-Петербурга И.В. Креславский — Патриаршей грамоты;
  • председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации губернатора Санкт-Петербурга С.В. Макаров — медали ордена благоверного князя Александра Невского;
  • эконом Воскресенского Новодевичьего монастыря монахиня Арсения (Калганова) — Патриаршей грамоты;
  • В.А. Кехман — Патриаршей грамоты.

Предстоятель Русской Церкви посетил Воскресенский собор Новодевичьего монастыря, а также могилы игумений за алтарем Воскресенского собора.

Колокольня Воскресенского Новодевичьего монастыря с надвратным храмом была построена в 1895 году по проекту Л.Н. Бенуа и В.П. Цейдлера. Для реализации замысла архитекторов по возведению святых врат обители прототипом архитектурного решения послужила колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. Инициатором строительства колокольни был митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский), предполагалось устройство надвратного храма прп. Исидора Пелусиота, поэтому колокольню называли Исидоровской.

Возведение здания пятиярусной колокольни было завершено за четыре года и представляло собой не только важнейший композиционный элемент всего архитектурного ансамбля монастыря, но и стало абсолютной градостроительной доминантой Забалканского (ныне — Московского) проспекта.

История этого уникального памятника культуры оказалась недолгой. Вскоре после революции монастырь закрыли, а в 1933 году колокольню взорвали.

С 2003 года начались разработки предпроектных предложений воссоздания колокольни. В 2009 году утраченная колокольня была признана исторической градостроительной доминантой Санкт-Петербурга, было рекомендовано ее восстановление.

В 2016 году проектировщиками были выполнены необходимые изыскания и проведена государственная историко-культурная экспертиза.

17 сентября того же года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил закладку колокольни с надвратным храмом во имя Положения Пояса Пресвятой Богородицы (празднование 31 августа / 13 сентября), были торжественно установлены закладной камень и деревянный крест в дни пребывания в обители мощей прп. Силуана Афонского.

В 2018 году проект одобрен на Совете по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, а в 2020 году прошел государственную экспертизу, было получено разрешение на работы по воссозданию колокольни и началось строительство 55,5-метровой колокольни.

Гармонический ряд из 13 колоколов соответствует историческому, а основной благовест весом 5000 кг украшен образом св. блгв. кн. Александра Невского и памятной надписью о юбилее 800-летия св. Александра Невского.

Воссоздание колокольни завершилась в 2021 году.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В гости к Иосифу Волоцкому (Волоколамск – Иосифо-Волоцкий монастырь – Музей Библии – Спирово)

Автобусная экскурсия из Москвы.

Даты тура на 2021 год: 28.03, 25.04, 03.07, 08.08, 12.09, 06.11, 19.12.
Время начала: сбор 07:45 отправление 08:00
Время окончания: 20:00
Продолжительность: 12 часов
Место отправления: Сбор группы и встреча с гидом м. Парк Победы, на парковке автобусов около музея-панорамы «Бородинская битва» (первый вагон из центра, выход №1 на Кутузовский проспект).
Место окончания: Окончание экскурсии. Высадка туристов у ближайшей станции метро по пути следования.

Описание экскурсии:
Авторитет Иосифа Волоцкого, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники. Монастырь с середины XVI века имел одну из самых больших рукописных библиотек, являлся центром книжной культуры страны. И не удивительно, что в наши дни здесь находится единственный в России Музей Библии.

Волок-на-Ламе, как его называли в старину, – город древний, но массовому туристу малоизвестный. Волоколамский кремль находится в прекрасном состоянии, он располагается в сердце города на высоком валу. Никольский собор из красного кирпича, многоярусная кремлёвская колокольня 75 метров высотой, очень похожая на московского «Ивана Великого», белокаменный Воскресенский собор ХV века – и всё это за краснокирпичной оградой в неорусском стиле – место красоты и лирического отдыха. Внутри Никольского собора находится волоколамский музей и картинная галерея. Есть тут и неожиданные достопримечательности – за кремлём стоит действующая тюрьма, в которой отбывал срок за торговлю иконами Исаак Губерман, стихи-гарики которого знают все.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Возмище – один из древнейших на севере Московской области. Древность его видна воочию – массивное белокаменное строение напоминает северные, суздальские постройки. Ранее тут был Возмищенский мужской монастырь, который расформировали при Екатерине. Храм же не закрывался и при советской власти. Сейчас внутри церкви можно посмотреть росписи XVI века, приложиться к иконе Богоматери «Скоропослушница» афонского письма и местночтимой иконе Божией Матери «Волоколамская». У входа в церковь – тончайшей работы мозаичная икона преподобного Иосифа Волоцкого.

Читать еще:  Чем отличить кирпич 100 от 125

Преподобный Иосиф происходил из дворянской семьи. Он рано принял монашеский сан и долго жил в обители Пафнутия Боровского, прежде чем решил основать свой собственный монастырь.

Сейчас Иосифо-Волоцкий монастырь – жемчужина Волоколамской земли. Он был построен в 1479 руками преподобного Иосифа, но здания того времени до наших лет не дошли. Зато сейчас тут можно увидеть храмы XVI–XVII веков. Центральный собор – храм Успения Божией Матери конца XVII века в стиле русского барокко. Богоявленская церковь XVI века с трапезной палатой, надвратная церковь Апостолов Петра и Павла, скит с храмом Всех Святых. Церкви и монастырская ограда украшены подлинным изразцами работы Степана Полубеса. На территории есть даже собственный музей Библии.

Рядом с Успенским храмом можно увидеть останки восьмигранной колокольни с храмом Одигитрии Смоленской. Фундамент довольно маленький. Колокольня была узкая, как игла, и такая высокая, что с неё было видно Москву. В войну она оказалась особой целью для бомбёжек и была быстро разрушена.

В 2003 году археологи обнаружили на территории монастыря мощи преподобного Иосифа Волоцкого, сейчас они помещены в раку в Успенском соборе.

Когда-то в монастыре у каждого монаха было послушание – переписывание книг. Ещё до начала книгопечатания на Руси, в середине XVI века в монастыре была одна из самых крупных рукописных библиотек страны. Возрождение монастыря в 1989 году возглавил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим – главный издатель Русской Православной Церкви своего времени. Российский музей Библии – его идея, в основе – его же собственная библиотека. Сегодня в трёх залах музея можно увидеть сотни уникальных книг: Острожская Библия 1581 года, изумительной красоты Библии XVIII века, Библии детские и для слепых, интересные переплёты, узнаваемые иллюстрации Доре и Дюрера, а также необычно представленные библейские сюжеты Сальвадора Дали и многое другое….

В паре километров от Иосифо-Волоцкого монастыря, в местечке Спирово, располагается посвящённый Богородице святой источник. Согласно преданию, преподобный Иосиф, придя в эти края, поселился именно тут. Отсюда он со сподвижниками ходил на работы по строительству духовной обители. Сейчас у источника обустроена деревянная купальня со студеной водой. Паломники окунаются, чтобы ощутить благодатные силы.

Какие достопримечательности вы увидите:

  • Волоколамск: экскурсия по территории Кремля, храм Рождества Богородицы в Возмище.
  • Обзорная экскурсия по Иосифо-Волоцкому монастырю: архитектурный ансамбль монастыря – величественные стены с семью мощными башнями (с подъёмом на одну из них). Посещение Богоявленской церкви XVI века с трапезной палатой и Успенского собора с изразцовым фризом «павлинье око» работы Степана Полубеса. Внешний осмотр Петропавловской церкви на декорированных святых вратах и остатков нижнего яруса колокольни XV-XVII вв.
  • Посещение единственного в России Музея Библии.
  • Спирово: источник с купальней.

Стоимость экскурсии на даты 28.03.21, 25.04.21:
взрослый — 1 750 руб.
дети до 16 лет — 1 700 руб.
пенсионеры — 1 700 руб.

Стоимость экскурсии начиная с 03.07.21:
взрослый — 1 850 руб.
дети до 16 лет — 1 800 руб.
пенсионеры — 1 800 руб.

В стоимость экскурсии включено:

  • проезд на туристическом автобусе (при группе менее 24 человек предоставляется микроавтобус туристического класса (номера мест в этом случае не сохраняются))
  • экскурсионная программа (включая билеты в музеи)
  • сопровождение гидом (путевая информация)

Организатор оставляет за собой право изменять порядок посещения экскурсионных объектов.

Кирпич от колокольни монастыря

К основным памятникам относятся:

Успенский соборКрест на месте Успенского собора
Главное украшение Саровской пустыни — Успенский собор. Это величественное сооружение строилось саровскими монахами по образцу Киево-Печерского Успенского собора. Это было первое каменное здание Саровской пустыни. Вначале Успенский храм представлял собой небольшую каменную однокупольную церковь. Закончена она была в 1730 году и строилась на деньги, пожертвованные московским купцом Демидовым.

Маленькие храмы не вмещали приходящих богомольцев, и в 1770 году началось строительство нового большого собора. Успенский собор создавал талантливый саровский монах Иоаким, в миру Иван Федоров. По его замыслу прежнюю церковь не стали разрушать, а превратили в алтарь нового храма.

Строительство вели владимирские мастера. Купола храма были вызолочены червонным золотом, его высота превышала 60 метров. Внутри Успенский собор был богато украшен стенными росписями на темы из истории Ветхого и Нового Завета. Пятиярусный иконостас, резной и покрытый позолотой, был уставлен иконами византийского письма. По легенде рисунок этого иконостаса сделал архитектор В. Растрелли.

15 августа 1777 года, в день Успения Богородицы, храм был освящен. У его стен похоронены многие саровские настоятели. С северо-восточной стороны Успенского собора у алтаря были похоронены преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк-молчальник.

Здание собора после закрытия монастыря в 1927 году просуществовало до 1951 года. В советское время этот памятник зодчества был взорван. В 1991 году на месте храма членами исторического объединения «Саровская пустынь» был установлен памятный камень, а в 2002 — крест с лампадой. В 2004 году началось восстановление часовни, построенной в конце XIX века над могилой преподобного Серафима.

Церковь Живоносного Источника

Церковь Живоносного ИсточникаПамятный знак
При входе в монастырь внимание паломников привлекал соборный храм Саровской обители, названный в честь Божией Матери, Живоносного Ея Источника. Это самый первый храм, построенный в Саровской обители. Он перестраивался неоднократно. В 1706 году всего за 50 дней была возведена деревянная церковь, давшая жизнь обители. Через три года храм был перестроен и в этом виде простоял до 1752 года. Каменное строительство однокупольного каменного здания было начато в 1752 году. Большое пятикупольное здание было завершено в 1846 году. Выполнено оно в формах, переходных от классицизма к русскому стилю XIX века. Храм называли «зимним собором», потому что он отапливался и в зимнее время там шли службы до самой Пасхи.

Обширный и светлый, храм поражал искусной росписью стен, богатством утвари, драгоценным иконостасом. Главной ценностью собора была особо чтимая и богато украшенная икона Божией Матери, Живоносного Ея Источника.

У стен этого храма также были похоронены настоятели Саровского монастыря, знатные покровители обители и старшая братия. После закрытия обители здание использовали для различных целей. Среди жителей города за ним закрепилось название «Веревочка», так как храм имел белокаменные украшения, напоминающие переплетенные пряди каната.

В 1953 году здание было разрушено. В наши дни на его месте установлены камень и поклонный крест с лампадой.

Церковь Зосимы и Савватия

Церковь Зосимы и Савватия
Церковь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев строилась совместно с больничным корпусом. Это здание вошло в периметр монастыря, наряду с келейными корпусами выполняя роль ограды монастырской территории.

Первое одноэтажное здание церкви было построено в 1745-1750 годах. Храм был поставлен на месте, где преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и исцелила его от недуга. Непосредственное участие в строительстве принимал сам Серафим, тогда еще послушник Прохор Мошнин. Исполняя в монастыре послушание столяра, он собственноручно изготовил для этой церкви кипарисовый престол.

В 1784 году одноэтажный храм по проекту саровского иеромонаха Вонифатия был перестроен в двухэтажный, выполненный в стиле барокко. Небольшая по размерам церковь имела золоченый иконостас и иконы искусного письма. Окончательный вид церковь приобрела в 1849 году.

После закрытия монастыря церковь была разрушена. В 1950-е годы на ее месте было построено трехэтажное здание.

Церковь Иоанна Предтечи

Церковь Иоанна ПредтечиВосстановление церкви Иоанна Предтечи
Эта церковь построена не на горе, как остальные саровские храмы, а под горой. Основанием храма служат своды, под которыми находился источник первоначальника Иоанна с чистой родниковой водой. Родник был сильный, вода в нем как бы кипела. Из источника вытекал ручей, бегущий в Сатис.

Первое здание, стоящее на источнике, было построено в 1752 году. В 1821-1826 годах церковь перестраивается на средства астраханского рыбопромышленника Федорова, получившего в Саровской пустыни исцеление от недугов. Строился храм в стиле зрелого классицизма. Стены были украшены росписями. Иконостас с колоннами был украшен резьбою и ярко вызолочен.

Вода из родника поднималась вверх «машиной» и направлялась в водопровод, проложенный по всей территории монастыря. В дни освящения воды к источнику из обители совершался крестный ход.

Подземная церковь, 2002гПещеры, 2002г
Это самое древнее сооружение в Сарове. Возникновение пещер с галереями, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам существования Саровского монастыря. С благоговением и некоторым страхом богомольцы спускались в эти жилища первых поселенцев обители. При колеблющемся свете пучка свеч в руке монаха-проводника посетители осматривали подземные кельи отшельников, куда удалялись монахи, желавшие более строгого уединения. Келии напоминают затворы киевских пещер.

Подземная церковь во имя Киевско-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в 1709 году. Через некоторое время деревянный иконостас церкви из-за сырости пришел в негодность, и в 1730 году служба в ней прекратилась. В 1780 году для подземной церкви сделали металлический иконостас, и службы возобновились. Для проветривания из подземной церкви была выведена кирпичная труба, а над ней возведена часовня с главой и крестом. В настоящее время пещерах идут восстановительные работы.

Храм Серафима Саровского

Храм Серафима СаровскогоВосстановленный ХрамКелья Серафима СаровскогоВосстановленная келья

Заложили эту постройку по проекту архитектора А. С. Каменского в 1897 году, еще до канонизации Серафима Саровского. Первоначально собор строился в честь Пресвятой Троицы. Его возводили над кельей, где старец жил последние годы, поэтому у храма было и другое название — «храм над кельей Серафима Саровского». Освящен он был в ходе саровских торжеств 1903 года, когда Серафим Саровский был причислен к лику святых. Это первый храм преподобного Серафима в России и в мире.

Монастырская трапезнаяМонастырская трапезная, 2003г
В храме был установлен простой иконостас. Келия преподобного Серафима как дорогое сокровище находилась внутри храма. Ее можно было обойти кругом и зайти внутрь. В ней хранились вещи преподобного. Со временем келью украсили росписью и сделали над ней главу с крестом. Она стала походить на часовню.

К храму Серафима Саровского примыкает здание монастырской трапезной, которую построили в 1828 году. Пологий купол большого светлого зала трапезной был украшен росписью на евангельскую тему о насыщении народа пятью хлебами.

Церковь Всех Святых

Церковь Всех СвятыхЦерковь Всех Святых, 2003г
Кладбищенскую церковь Всех Святых, предназначенную для отпевания монахов и паломников, выстроили в 1832-1834 годах в классическом стиле. Церковь с кладбищем была окружена арочной каменной оградой.

Уникальность церкви в том, что ее купол — единственное место, где сохранилась живопись монастырских времен. Роспись выполнена в классической манере и выдержана в монохромной серо-голубой гамме.

Первоначальные исследования показали, что роспись принадлежит арзамасской школе академика А. В. Ступина. Специалисты не знают аналогов этой росписи по сюжету и композиции ни в России, ни за ее пределами. Здесь изображен один из эпизодов Апокалипсиса — перед сидящим на престоле Вседержителем Агнец открывает книгу за семью печатями.

В советское время здание храма использовалось под ресторан, затем под хозяйственный магазин. В 1992 году храм был возвращен православной общине и вновь освящен.

КолокольняКолокольня, 2003
Первая колокольня Саровской пустыни строилась вместе с Успенским собором и была в центре монастырской территории. Когда монастырь начали расширять, монахи снесли вал и засыпали ров, остававшиеся от Старого городища. Они решили совместить новую колокольню с главным входом в обитель — Святыми вратами.

Эта колокольня сохранилась до наших дней и является в полном смысле визитной карточкой города. Ее изображение есть и на гербе Сарова. Строилась колокольня с 1789 по 1799 год и в 1999 году отметила свое 200-летие. Колокольня строилась на пожертвования вкладчиков и по первоначальному проекту должна была быть пятиярусной. Но, видимо, при строительстве не хватило средств, и колокольня была выполнена в четыре яруса. Ее высота — 81 метр. В праздничные дни посетителям монастыря разрешалось подняться на обзорные площадки колокольни. В хорошую погоду с них можно было увидеть колокольню и храмы Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Существует версия, что проект колокольни и всего западного фасада монастыря был сделан известным зодчим Карлом Ивановичем Бланком. Однако подтверждающих ее документов пока не найдено.

Первый ярус колокольни представляет собой высокий арочный проем, оформленный в виде триумфальной арки с пилястрами и фронтоном. Главный вход в монастырь был расписан живописными картинами на евангельские темы. Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки. Она имела два фонда: обычный, где хранилось более 7000 томов, и фонд особо ценных раритетов, где хранились примерно 700 рукописей, в том числе летопись Саровского монастыря, написанная основателем пустыни иеромонахом Иоанном.

Во втором ярусе колокольни размещалась церковь во имя святителя Николая, освященная в 1806 году. На третьем и четвертом ярусах были колокола. Самый большой колокол весил 1200 пудов (более 19 тонн). Его назвали «Тысячник», он занимал третий ярус. Колокол отливали в монастыре. Четвертый ярус занимали 18 колоколов. Среди них наиболее крупными были колокола весом 550, 350, 213, 134 и 86 пудов. Восемь колоколов весили от 2 до 56 пудов, другие были еще меньше.

Большой колокол поднимали 9 мая 1829 года в храмовый праздник Никольской церкви. Для подъема собрали с окрестных деревень пять тысяч человек, и с помощью четырех канатов колокол был поднят на колокольню за несколько часов.

В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки верст по всей округе.

Храмы монастыря

На территории монастыря находятся три храма – главный соборный Николаевский, Троицкий и Крестовоздвиженский. В настоящее время полностью отреставрирован соборный Николаевский храм, в котором ежедневно совершаются богослужения. Восстанавливаются Троицкий и Крестовоздвиженский храмы.

Соборный Николаевский храм

Главный храм обители. Построен в 1753 году при игумене Матфее (Лукашеве), который обратился с соответствующим прошением в Московскую Духовную консисторию. Здание самое большое по размерам, двухэтажное. На первом этаже размещался храм, освященный во имя великомученика и Победоносца Георгия, на втором – двухпрестольный во имя святителя Николая и благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора. При игумене Иосифе (Лазареве) (1790-1803 гг) продолжилось обустройство церковного здания. В 1758 году чугунные полы были заменены кирпичными, переделаны ступени в верхний храм. В 1852 году купол покрыли сусальным золотом, в 1872 году согласно договору с курским мастером Афанасием Леонтом произведен внутренний ремонт здания. Обновлена роспись стен, арки верхнего и нижнего храмов отделаны под мрамор. Архитектура храма сочетает черты русского и украинского барокко. В советское время после закрытия монастыря храм был частично разрушен и обезображен. После возвращения обители Курской епархии первым делом началось восстановление Николаевского собора. Вначале был открыт нижний храм, который освятили в честь чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, где и совершались богослужения, в 1999 году после реставрации открыт верхний храм собора, освященный в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийких.

Первый каменный храм, заложенный в монастыре, построен на месте обветшавшего деревянного Николаевского храма с приделом во имя великомученика Георгия Победоносца. Его строительство начал рыльский купец гостиной сотни Прокофий Герасимович Шелехов, который в 1731 году заключил договоры с московскими и галицкими мастерами на изготовление высококачественного кирпича, но не дожил до начала строительства. В 1733 году его дело продолжил сын Иван Прокофьевич Шелехов, испросив разрешение у императрицы Анны Иоанновны. И. П. Шелехов построил храм быстро, но по неизвестной причине (предположительно из-за нехватки средств) его долго не освящали. Есть и другая версия, объясняющая причину долгостроя и переосвящения храма. Как предполагает известный краевед Н. Сенаторский, появилось соперничество между купцами Шелеховыми и настоятелем монастыря Матфеем, который происходил из богатого знатного рода дворян Лукашевых, за право быть единственными созидателями обители. В 1747 году сестра настоятеля Анна Ивановна Забелина построила в монастыре Троицкий храм, а в 1753 году на пожертвования других родственников и игумена Матфея был в короткие сроки сооружен Николаевский собор. Завершил возведение нового храма третий представитель династии Шелеховых – Семен Иванович, который оплатил ремонтные и отделочные работы. В 1783 году было получено разрешение на выдачу антиминса в полностью подготовленный храм, который затем был освящен в честь праздника Крестовоздвижения. В годы советской власти Крестовоздвиженский храм пострадал больше других, в нем после Великой Отечественной войны размещался камнедробильный цех, была выбита стена. В настоящее время в храме завершаются внешние отделочные работы.

Троицкий храм

Второй каменный храм — Троицкий был построен в 1747 году по указу Московской Духовной консистории по прошению путивльской и рыльской помещицы Анны Забелиной, сестры настоятеля игумена Матфея (Лукашева). Освящен храм был в 1751 году, в нем совершали богослужения, так как отделочные работы главного Николаевского собора затянулись на долгие годы. Впрочем и Троицкий храм постоянно благоустраивали и реконструировали. С северной стороны были пристроены приделы, которые в 1792 году разобрали, так как кирпич понадобился на хозяйственные нужды. В 1852 году чугунные полы заменены деревянными и сделано новое крыльцо, в 1858 году перекрыта новым железом кровля, купол украсили золотые звезды. В 1883 году выполнена внутренняя капитальная отделка, а через два года проведено еще одно благоустройство внешнего облика храма. В годы советской власти храм был частично разрушен, в настоящее время его успешно восстанавливают.

Колокольня

Пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе является главным входом в монастырь. Впервые в описях упоминается с 1764 года, но по предположению специалистов, была выстроена в 1740 году. Уступы восьмериков, уменьшающиеся в каждом ярусе, создают аналогию с башней. Сооружение завершается барабаном с орнаментом из кирпича и луковкой с золотым крестом. В среднем ярусе были установлены часы с боем. Опись 1764 года сообщала: «Колокольня каменная, на ней часы русской работы ветхие, колоколов разного весу семь и под оной колокольней Святые врата створчатые». В 1820 году колоколов становится девять, о чем сообщает в рапорте в Курскую консисторию архимандрит Свято-Николаевского монастыря Иннокентий.

На втором ярусе колокольни размещался архив, а с 1910 года располагалась библиотека. Арочные дубовые двери с засовом свидетельствуют, что прежде здесь хранились ценные вещи, книги или документы. Колокольню неоднократно перестраивали и ремонтировали, к ее стенам пристроили хозяйственные помещения.

Годы лихолетия не пощадили и это величественное сооружение. Долгое время колокольня стояла с заложенными кирпичом Святыми вратами, без креста, с разбитым, обрушившимся фасадом. Полуразрушенные постройки, примыкавшие к колокольне, были без крыш. В настоящее время это сооружение отреставрировано, восстановлены кирпичные узоры, установлены колокола и крест.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга поддержал проект восстановления колокольни Новодевичьего монастыря

19 сентября 2018 года состоялось заседание Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга под председательством вице-губернатора Санкт‑Петербурга Игоря Николаевича Албина.

Члены Совета единогласно поддержали проект восстановления входных ворот с надвратной Исидоровской колокольней в границах объекта культурного наследия федерального значения «Монастырь Воскресенский Новодевичий».

В результате голосования по второму вопросу члены Совета пришли к выводу, что «Дом П.Я. Турыгина» на 6-й Советской улице достоин включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

1. О возможности восстановления входных ворот с надвратной Исидоровской колокольней в границах объекта культурного наследия федерального значения «Монастырь Воскресенский Новодевичий», расположенного по адресу: Санкт‑Петербург, Московский пр., д. 100.

Заказчик: ООО «Группа Три С». Источник финансирования: частные пожертвования. Авторы проектной документации: ООО «КАНТ».

Воскресенский женский монастырь в Санкт‑Петербурге был возобновлен решением святейшего Синода в 1844 году, к 100-летию его основания на месте Смольного городка.

Первоначально обитель была устроена при Благовещенской церкви на Васильевском острове. По желанию императора Николая I место нового строительства было изменено. Было выбрано место между старой и новой заставами по Царскосельской дороге. Проект монастыря, составленный архитектором Н.Е. Ефимовым, был утвержден 1 июля 1848 года.

Главный храм монастыря — Воскресенский собор был освящен в 1861 году, придельные храмы — в 1862 году. К концу 1869 года были возведены служебные корпуса к юго-востоку от южного корпуса и к северо-востоку от северного.

В августе 1874 года Синодом был одобрен проект двухэтажных каменных переходов, соединивших Воскресенский собор с южным и северным корпусами (арх. фон Ф.Ф. Пирвиц, В.Р. Курзанов).

В 1880-е гг. монастырская территория была расширена за счет приобретения частных участков к северо-востоку. Монастырский участок по Киевской улице обнесли деревянным забором, по Черниговской улице и Забалканскому проспекту — каменной оградой.

В 1880-е годы Воскресенский монастырь переживал период своего расцвета. Все корпуса, как первоначальный лицевой, так и боковые позднейшие были подведены под одну общую железную крышу.

В 1891 году, по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и В. П. Цейдлера был выполнен проект новых Святых ворот с колокольней со стороны главного фасада монастыря. 1 августа 1891 года проект был рассмотрен в Техническо-строительном комитете и, предварительно, сооружение колокольни было признано одобрительным.

Проект предусматривал возведение мощного четверика главных ворот с арочным проездом, задуманного как воротная башня каменной крепости. Над воротами возвышалась колокольня, в которой размещался надвратный храм во имя Прп. Исидора Пелусиота. Прототипом для архитектурного, в том числе конструктивного, решения колокольни стала колокольня с храмом Иоанна Листвичника в Московском кремле. Замысел, объединяющий высокую древнерусскую колокольню с крепостной башней, позволил придать монастырской ограде традиционный облик стены Горнего Града, воплотить на новом месте образ излюбленной в Санкт‑Петербурге многоярусной колокольни, напомнив о первой колокольне Смольного монастыря, и завершить начатый в середине XIX века ансамбль строений по Забалканскому проспекту стилистически близкой абсолютной доминантой.

В 1895 году работы по сооружению колокольни были окончены.

Колокольня с воротами была поставлена по оси Воскресенского собора, от нее отходила полуовалом каменная монастырская ограда, выстроенная вдоль Забалканского проспекта между часовнями. Колокольня напоминала знаменитую колокольню Московского Кремля. По мнению исследователя архитектуры В.Г. Лисовского, «выбор подобного стилистического прототипа объяснялся стремлением наладить лучшее композиционное взаимодействие ее с основными монастырскими постройками».

В 1918 году монастырь был закрыт.

В начале 1930-х годов, при работах по расширению Забалканского проспекта, была взорвана колокольня, разобрана ограда, в самом монастыре снесены купола Воскресенского собора, снесены кладбищенская «карамзинская» церковь Божией Матери «Всех скорбящих Радости» (1855-1856, арх. Э. И. Жибер) и «громовская» церковь Ильи Пророка (1882-1888, арх. Л.Н. Бенуа).

В центре Новодевичьего монастыря предполагалось устроить высотное здание общественного характера (учреждение, дом культуры с гимнастическим залом, залом для собраний, театр, дом районного Совета и т.п.), которое бы играло такую же роль в оформлении данной территории, как бывшая колокольня Новодевичьего монастыря.

Проектом предусмотрено восстановление здания в исторических габаритах, архитектурных формах и материалах, с сохранением его сакральных и бытовых функций в условиях действующего православного монастыря, а также градостроительного значения.

В соответствии с заданием КГИОП проведено комплексное изучение иконографических материалов, относящихся к утраченной колокольне Воскресенского монастыря на Московском проспекте, а также исторических аналогов, близких по времени создания храмов-колоколен, спроектированных архитекторами Л.Н.Бенуа и В.П. Цейдлером, имеющих общие с восстанавливаемым зданием конструктивные и декоративные решения (колокольня собора Св. Александра Невского в Варшаве (1894-1921) и надвратный храм-колокольня Благовещенского монастыря в Астрахани (1905-1907).

Согласно исторической иконографии колокольня имела проездную арку (проезд на территорию монастыря), являющуюся «Святыми» воротами. К боковым фасадам примыкала высокая каменная ограда, которая огораживала территорию монастыря.

Высота здания составляет 55,5 м. В структуре здания: четверик основания в формах воротной крепостной башни с арочным воротным проездом по центральной оси и пониженными объемами по сторонам, два восьмигранных и один цилиндрический ярусы колокольни, увенчанной луковичной главкой с крестом. Конструктивная система проектируемого здания выполнена аналогично конструкциям колокольни собора Св. Александра Невского в Варшаве и надвратного храма-колокольни благовещенского монастыря в Астрахани.

Нижний ярус звонов на котором, согласно проекту, устанавливается праздничный колокол весом 5000 кг, возможно использовать как видовую площадку для ограниченных по численности групп.

Схему размещения и подбор колоколов (по желанию Пользователя) осуществляли менеджеры ООО «Универсал» — представители Ярославского колокольного завода «Братьев Шуваловых», находящегося в г. Тутаев Ярославской области.

Весь архитектурный декор фасадов в проекте выполнен на основе исторических фотографий и чертежей, габариты декора кратны используемому для восстановления кирпичу, внутреннее убранство выполнено в строгом стиле, без дополнительного декорирования стен, потолков, так как нет сохранившихся документов о их наличии.

Стены и потолки оштукатуриваются. Покрытие полов выполняется метлахской плиткой, покрытие лестниц и площадок выполняется из натурального камня. Двери деревянные. Конфигурация окон и проемов (ярусы звонницы) выполнены на основе исторических материалов.Оконные и дверные заполнения выполнены по историческим аналогам (двери церкви Богоявления Господня, о. Гутуевский, арх. Косяков В.А.)

Отделку помещений, а именно оштукатуренные стены и потолки (своды), рекомендуется выполнить в теплом белом цвете. Сосновые и металлические окна заполнения проемов покрываются белой краской, кроме заполнений, выполненных из дуба. Полы выстилаются метлахской плиткой. Фурнитура парадных окон и дверей на 1 этаже изготавливаются из латуни. Светильники и люстры изготавливаются из бронзы.

2. Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Дом П.Я. Турыгина», выполненный государственным экспертом М.И. Мильчиком, рассматривался на заседании рабочей группы Совета. Поскольку голоса членов рабочей группы разделились поровну при одном воздержавшемся, вопрос в соответствии с Положением о рабочей группе выносится на рассмотрение Совета.

Объект представляет собой трехэтажное здание на высоком цоколе. Точную датировку объекта в ходе экспертизы установить не удалось. Сводчатые перекрытия подвала и композиция фасада дома характерны для построек рубежа XVIII-XIX вв., однако проектные чертежи здания не обнаружены. На 1859 год рассматриваемый участок принадлежал купцу Петру Яковлевичу Турыгину.

В конце XIX века дом был частично перестроен по проекту архитектора В.В. Виндельбандта. В 1902 году домом владела Варвара Алексеевна Пушкина, дочь инженера-генерала, специалиста по строительству железных дорог Алексея Петровича Мельникова, с 1883 — супруга Григория Александровича Пушкина. Здание являлось собственностью семьи, но, вероятно, не местом проживания.

Объёмно-пространственное решение здания в основном сохранилось: в интерьерах парадной расположена историческая лестница на профилированных косоурах с известняковыми ступенями и ограждением из литых прутьев. Утраты претерпело архитектурно-художественное оформление фасада: утрачены балюстрады и маскароны, кронштейны венчающего карниза, ограждение балкона. В окружении значительно превышающих его по высоте зданий в стиле модерн дом Турыгина, по мнению эксперта, утратил роль средообразующего элемента.

Автор экспертизы указывает, что ценность здания с научной точки зрения недостаточна для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Реестр) в связи с отсутствием точной датировки и каких-либо сведений об архитекторе. Сохранность здания как градостроительного элемента, несущего информацию о габаритах и застройки данной территории в первой половине ХIХ века, обеспечивается расположением здания в границах ЗРЗ 1-3.

Проанализировав установленные в ходе данной историко-культурной экспертизы факты, эксперт пришел к выводу о нецелесообразности включения объекта в Реестр.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector