Profilpipe.ru

Профиль Пипл
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпич с клеймом захаров

История Ижорской земли и города Колпино

виртуальный музей

Реконструкция Ижорских заводов в XVIII веке

«Пароходостроение»

Многие сотни лет деревянные корабли под белыми парусами бороздили просторы морей. На них отважные мореходы обогнули Землю, проникли в арктические и антарктические ледяные моря, исследовали побережья всех материков, открыли в океане почти все острова.

Однако наступил XIX век – век транспорта в истории человечества, когда в разных странах стали появляться «смешные сооружения с дымной, стучащей, то и дело ломающейся паровой машиной и неуклюжими гребными колесами». Это были пароходы – представители первого парового транспорта, появившегося на земле. Никто и не думал тогда, что они станут соперничать с парусными кораблями.
Пожалуй, первым пароходом, спущенным на воду, о котором широко известно в истории, был маленький пароходик «Пироскаф», построенный во Франции в 1783 году. Его паровая машина была настолько слабая, что даже при максимально развитой скорости он был способен лишь обогнать неторопливо идущего по берегу пешехода.

А 1807 году упорный американский изобретатель Роберт Фултон после многочисленных попыток и испытаний, построил первый в мире колесный пароход «Клермонт», который начал курсировать по реке Гудзон из Нью-Йорка в Олбэни со скоростью 5 узлов (

После этого очень скоро паруса были вытеснены паровой машиной, т.к. при всех своих недостатках пароходы обладали важным достоинством: скорость их движения не зависела от направления и силы ветра.

А недостатки имелись еще достаточно долго. Пароходы начала века были деревянные и очень тяжелые, имели большую осадку, часто становились на мели. Грузов перевозили немного, т.к. приходилось брать с собой большое количество дров для работы парового двигателя. Шли по реке медленно, а с грузом еще медленнее.

К началу XIX века и в России созрели все необходимые исторические предпосылки для использования паровой машины в качестве судового двигателя. Первая половина XIX века примечательна в истории отечественного судостроения и судоходства коренными нововведениями. В этот период в России были созданы первые пароходы, еще далекие от совершенства, но все же положившие начало паровому судоходству. Работы в этом направлении велись параллельно, но независимо и почти одновременно в Петербурге и на Урале. Важную роль в развитии пароходостроения на северо-западе сыграл Ижорский завод.

Применять паровые машины Ижорский завод начал уже в 1813 году- была изготовлена землечерпательница с паровой машиной в 15 лошадиных сил, ее использовали для очистки Кронштадтской гавани, а несколько позднее построил еще одну — для углубления дна реки Ижоры.

Вместе с изготовлением на заводе паровых машин началась постройка и паровых судов. В 1816 году завод построил первый колесный пароход русского флота «Скорый» с паровой машиной в 32 лошадиных силы. В 1819 — 1826 годах строились пароходы «Проворный» с паровой машиной в 80 лошадиных сил и «Ижора» с паровой машиной уже в 100 лошадиных сил. Длина колесного парохода «Ижора» составляла 46,83 метра, ширина без обшивки — 6,7 метра, осадка — 4,1 метра. Вооружение судна состояло из восьми 6-фунтовых карронад.

Пароход был заложен на Ижорском заводе 16 октября 1824 года, спущен на воду — 4 мая 1826, а в 1829 году был введён в состав Балтийского флота России. Сохранилась история службы парохода «Ижора». Первое продолжительное плавание в открытом море пароход совершил в Стокгольм, после чего в июле 1831 года перевез в Штетин гостившего у императора Николая I прусского принца Карла со свитой.

С мая по июль 1834 года в сопровождении фрегатов «Кастор» и «Паллада» совершал плавания в Мемель, Свинемюнде и Пиллау с на принцем и принцессой Пруссии на борту.

В августе 1835 года Николай I предпринял на пароходе морскую поездку в Шведт с целью встречи с австрийским императором и прусским королем, но разыгравшийся шторм, сорвал планы императора, вынудив пароход вернуться от Ревеля в Кронштадт.

В 1837 году пароход подвергся тимберовке на Охтенской верфи, а в 1854 году — вторичной тимберовке в Кронштадте ] . В 1862 году пароход «Ижора» был продан на слом.

К началу 40-х годов Ижорский завод расширяет кораблестроительные мастерские. В 1833 году на заводе создали механизмы для пароходов «Александрия» в 90 лошадиных сил и «Геркулес» в 220 лошадиных сил. На пароходе «Геркулес» впервые в России и на 7 лет раньше, чем в Англии, была установлена машина прямого действия с кривошипно-шатунным механизмом. Это была первая в мире удачная для пароходов паровая машина без балансира. Длина парохода «Геркулес» составляла 53,34 метра, ширина без обшивки — 9,75 метра, осадка — 5,18 метра. На испытаниях в сентябре 1832 года скорость судна составила 7,75 — 8,25 узла. Вооружение парохода в разное время состояло от 22 до 24 орудий.

Вслед з а этим изготовили еще более мощную паровую машину для крупного фрегата «Богатырь», строившегося на Адмиралтейском заводе. На фрегате, кроме обычных 24 бортовых пушек, установили на носу и корме еще две бомбические пушки на поворотных площадках.

Если для пароходов «Проворный», «Ижора», «Богатырь» паровые котлы изготовлялись из медных листов, то уже в 1848 году на заводе началось производство железных котлов. Это являлось большим достижением, так как до этого котлы такого типа в России не изготовлялись.

Большой спрос на железные котлы потребовал создания новой котельной мастерской. Близ котельной на берегу Ижоры возвели деревянный эллинг, где строили железные палубные баржи для Петербургского порта. В 1863 году на этом эллинге был построен первый железный пароход «Нарев» с 15-сильною паровою машиной для действий на реке Висле.

В следующем году спустили на воду пароход «Механик» и два винтовых железных баркаса «Лот» и «Лаг» для научных работ на Балтийском море.

Развернулись работы по строительству паровых машин для больших военных кораблей, заложенных на кронштадтских и других верфях. В 1863 году ижорцы изготовили паровую машину в 800 лошадиных сил для линкора «Севастополь». Изготовлялись также мореходные инструменты, физические и математические приборы, компасы, барометры, астролябии.

В конце XIX века наступил новый этап в развитии мирового судостроения. Он вызвал перестройку и дальнейшее расширение Ижорского завода. В 1899 году завод освоил производство брони, построил броневую мастерскую, установил пресс давлением 5000 тонн и прокатный стан в 7000 лошадиных сил. На заводе расширялось производство различных видов стали, изготовление пушечных гильз. Развернулась постройка миноносцев. Только с 1889 по 1903 год их было построено 19. В этот период начал рельефно вырисовываться профиль завода как завода по производству качественных сталей и брони. Заняв первенство по броневому и стальному производству, завод на протяжении многих десятилетий с честью несет славу лучшего сталевара страны.

«Ижорский кирпич»

Значительное строительство в Петербурге, как частное, так и казенное, требовало большого количества строительных материалов. В начале XVIII в. кирпич ввозился в Санкт-Петербург морем через Любек или производился приглашенными из Голландии мастерами. После 1720-го года были открыты первые кирпичные заводы и кирпич стали производить русские мастера. Во второй половине XVIII в. известно более 18 кирпичных казенных и частных заводов в городе и в его окрестностях.

Наибольшая часть кирпичных производств находилось в Санкт-Петербургском уезде в районе с. Усть-Ижора на Неве в устье р. Славянки, на правом берегу Невы в Ново-саратовской колонии (позднее называемой Уткина заводь) и в Шлиссельбургском уезде в устье р. Тосно. Песок и глина для кирпича обычно добывались на арендованных территориях вблизи заводов. Эта земля была богата разного рода глинами, годными для выделки кирпича, горшечных и лепных изделий. Самой распространенной была красная, а также сизая глина, залегающая в местности р. Ижоры и придающая кирпичу красный цвет. Синяя ижорская и невская, а также сизая невская глины давали кирпичу красноватый оттенок, белая ижорская глина – беловато-желтый, ижорский «ил» — розовый, тосненская зеленая – розово-желтый цвет. Кроме кирпича промышленность строительных материалов Петербурга и его района выпускала, камень, черепицу, изразцы, гонт, известь, цемент, пиломатериалы.

Читать еще:  Лак внутренний водный кирпич

Кирпичный завод на территории Адмиралтейских Ижорских заводов в Колпино был устроен в 1760 году. Ижорский кирпичный завод, как и некоторые другие крупные заводы, выпускал строительный и огнеупорный кирпич как для собственных нужд, так и на продажу. Материалы с Ижорских заводов поставлялись для строительства таких известных архитектурных шедевров, как Адмиралтейство и Павловский дворец: «На отправление в Павел Луст с Ижорских заводов кирпича и лесов по определению Государственной Адмиралтейской коллегии из казначейской экспедиции три тысячи рублев сего февраля, 10-го числа, получил и об оном Вашему высокографскому сиятельству сим покорнейше рапортую. Мелнишных дел мастер Антип Дмитриев», 12 февраля 1781 г. В 1782 г. для построек в селе Павловском было поставлено из Колпина полтора миллиона штук кирпичей и необходимый строевой лес. А при перестройке Адмиралтейства в начале XIX в. большую часть уже существующих каменных стен оставили, а для новых в 1806 г. доставили кирпич с Ижорских заводов.

До XIX в. техника производства кирпичей оставалась примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпичи вручную, сушили исключительно летом, а обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца. В середине XIX века была построена кольцевая обжиговая печь, а также ленточный пресс, обусловившие переворот в технике производства. В конце XIX века стали строить сушилки. В это же время появились глинообрабатывающие машины: бегуны, вальцы, глиномялки.

С 1874 года на Ижорском кирпичном заводе начал выпускать огнеупорный кирпич, а красный — с 1899 г. Появившиеся в Колпине в начале XX в. здания из красного ижорского кирпича — жилые дома, магазины, школы, больница — служат горожанам и сейчас.

В середине XIX века на петербургских кирпичах появляются клейма. Связано это было со стихийным переходом кирпичного производства в частные руки: на смену десятку казенных заводов приходит более полусотни частных (62 завода в 1860, 82 завода в 1903 году). С 1850-х и до 1920-х все произведенные кирпичи петербургских заводов получали клеймо-отпечаток с металлической (иногда керамической) матрицы, прикреплявшейся к дну формы или к формовочному столу. Обломки таких матриц находят в местах расположения кирпичных заводов, на р.Ижоре, в Стрельне. На матрицах были оттиснуты фамилия (чаще только инициалы) владельца кирпичного завода или название акционерного общества-владельца, реже – название завода, наконец, совсем редко клейма представляют собой рисунок-символ, «логотип», обычно соответствующий названию завода. Так кирпичи, изготовленные на Ижорском заводе, имели клеймо с изображением якорей (как симметричных, так и одинарных) и буквами «А.И.З.» (Адмиралтейские Ижорские Заводы) или «У.И.З.» (Управления Ижорскими Заводами).

Для частных кирпичных заводов земли предоставлялись бесплатно, под обязательство делать не менее 1 млн кирпичей в год, при этом Приказ каменных дел отказывался принимать на казенные стройки кирпич от частных заводов. В 1860 в Санкт-Петербурге и ближайших окрестностях действовали 60 частных кирпичных заводов. Наиболее крупные из них принадлежали купцам: известны династии кирпичных заводчиков Беляевых (Б. Ижора, Рыбацкое), Лядовых (Усть-Славянка, Новосаратовка), Кононовых (Усть-Ижора). Самые старые заводы — крестьян Захаровых на р. Ижора существовали с 1790. Василий Ефимович Захаров (1826-82) унаследовал вместе с братом «старый» завод 1790 года в селе Усть-Ижора от отца Ефима Кузьмича, который был старшим сыном основателя династии заводчиков Кузьмы Захарова. В.Е.Захаров (клеймо «В.З» с номером и без него) полностью модернизировал завод в 1882-4гг. и передал свое дело сыновьям Александру и Михаилу (всевозможные клейма «МЗ» в сочетаниях с точками, номерами и рамками, «М.В.Захаровъ»). Вообще, в XIX в. функционировало одновременно четыре завода семьи Захаровых. К началу ХХ в. Александр Васильевич Захаров стал потомственным почетным гражданином города, его наследники выпускали кирпич с клеймом «Колпино» до 1917

Челноков, Михаил Васильевич

Михаи́л Васи́льевич Челноко́в

Депутат Третьей Думы, 1910
Дата рождения5 января 1863 ( 1863-01-05 )
Место рожденияМосква
Дата смерти13 августа 1935 ( 1935-08-13 ) (72 года)
Место смертиПанчево в Сербии
Гражданство Российская империя
Род деятельностикупец, заводчик, член Государственной думы II, III и IV созывов от Московской губернии
ПартияКонституционно-демократическая
Автограф
Медиафайлы на Викискладе

Михаи́л Васи́льевич Челноко́в (5 января 1863, Москва [1] — 13 августа 1935 [2] , Панчево под Белградом) — потомственный почётный гражданин, владел кирпичными заводами под Москвой. Принадлежал к купеческому роду Челноковых.

Содержание

  • 1 Биография и политическая деятельность
  • 2 Предпринимательская деятельность
  • 3 Семья
  • 4 Адреса
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Рекомендованные источники
  • 7 Примечания

Биография и политическая деятельность [ править | править код ]

Из купцов. Получил домашнее образование.

Окончил четыре класса гимназического отделения Лазаревского института восточных языков. Постоянно занимался самообразованием. В 1879 году в связи со смертью отца ему пришлось заняться торгово-промышленной деятельностью (производством кирпича и его сбытом). [3]

С 1890-х гг. — известный земский деятель Московской губернии, гласный Московской городской думы. Состоял в земском кружке «Беседа» [4] . Член Союза земцев-конституционалистов [5] и Союза освобождения [6] . Участник первого легального Земского съезда (1904 год). Один из лидеров кадетской партии, в 1907—1914 член её ЦК. Депутат II Думы от Московской губернии; избран секретарём и в этой должности возглавлял деятельность аппарата палаты. Затем избирался членом III (также от Московской губернии) и IV Думы (от Москвы). С сентября 1914 года — избран главноуполномоченным Всероссийского союза городов [7] . По мнению М. В. Челнокова, высказанному в марте 1916 года, Земгор проделывал значительную работу, он считал, что:

«Эту громадную работу, Союз должен был принять на себя потому, что с первых же моментов войны правительство оказалось совершенно несостоятельным. Ничего не подготовив само, оно тем не менее на каждом шагу проявляло вредную деятельность, мешая работе общественных организаций». [8]

В сентябре 1914 года — марте 1917 — московский городской голова. В 1914 Челноков организовал решительное противодействие «антинемецким» погромам. Обеспечил приём и обустройство в Москве более 170 тысяч эвакуированных и многих учреждений. С его помощью в городе были открыты 1075 госпиталей, через них прошли более миллиона раненых и больных. В сентябре 1916 года на Донской улице был заложен Дом инвалидов. В 1915 году был выделен участок земли у села Всехсвятского под кладбище для умерших в лазаретах воинов [9] .

Участник заседаний Прогрессивного блока. Входил в одну из групп либеральной оппозиции, готовившую дворцовый переворот [10] . 9-10 декабря 1916 года участвовал в собрании представителей Союза городов на квартире Коновалова в Москве, где принята резолюция о необходимости замены совета министров [11] .

Со 2 по 6 марта 1917 года — комиссар Временного комитета Государственной думы по управлению Москвой. Успел провести амнистию политических заключённых, легализовать деятельность политических партий и ликвидировать цензуру [12] .

27 мая 1917 года назначен уполномоченным комиссара Временного правительства над бывшим Министерством двора и уделов по делам Русского музея.

Член Межпарламентского союза (1910-е) [13]

Московский городской голова Челноков получил высший государственный орден Георгия-Михаила Великобритании. [14]

Брюс Локхарт был с ним в дружеских отношениях. [15]

После Октябрьской революции член подпольного антибольшевистского «Правого центра», затем в 1919 году эмигрировал [9] .

Основал в Белграде «Общество славянской взаимности», возглавил в нём русский отдел. Был членом Державной Комиссии помощи русским беженцам с первых дней ее основания.13 августа 1935 года скончался от туберкулеза костей в Панчевском госпитале под Белградом, который он не покидал последние 10 лет жизни [2] . Похоронен на городском кладбище [16] .

Читать еще:  Облицовка кирпич или бессер

Предпринимательская деятельность [ править | править код ]

Из справочной книжки Московской губернии за 1890 год: При деревне Шараповой кирпичный завод наследников Потомственного Почетного гражданина Василия Федоровича Челнокова, рабочих от 80 до 300, управляющий Александр Иванович Ленин, крестьянин Каргопольского уезда. [17] [18] Мытищинский завод, основанный В. Ф. Челноковым, до сих пор существует.

В 1895 году совместно с Михаилом Владимировичем Шапошниковым, сыном городского головы Москвы Василия Карповича Шапошников (1863—192?) основал «Товарищество В. К. Шапошникова и М. В. Челнокова для производства и продажи строительных материалов». При этом деревообделочное производство этого предприятия перенесли в 1902 г. на территорию арендованного, а затем и выкупленного завода Лямина. На заводе работало до 60 человек рабочих. Заводские станки приводились от газового двигателя мощностью 100 л. с. 18 марта 1904 года «Торговый Дом „В. К. Шапошников, М. В. Челноков и Ко“» получил официальное разрешение от генерал-губернатор Москвы великого князя Сергея Александровича содержать в доме Лямина «фабрику для механической обработки дерева» [19] .

Товарищество занималось производством и продажей строительных материалов, владело заводами: цементным в Подольске, известковым на станции Тучково и кирпичным в Мытищах. [20] .

В 1911 году был построен кирпичный завод в селе Кунцево на берегу реки Сетунь напротив ткацкой фабрики Сакс. После того, как залежи глины были выработаны, акционеры Шапошников и Челноков перенесли печи по обжигу кирпича в Очаково, а землю с постройками и узкоколейкой продали Русско-Бельгийскому обществу. Это общество основало на данной территории Пистонный завод. Сейчас здесь находится оборонное предприятие «Московский радиотехнический завод» [21] .

Кирпич с клеймом захаров

Компания «Первострой» осуществляет поставки кирпича из прошлых веков.

Зачем нужен старинный кирпич?

Если вам не безразлично то, как выглядит ваш дом, ваш офис, кафе или ресторан. Если вы хотите, чтоб картинка их интерьеров завораживала и навсегда оставалась в памяти гостей – тогда вам необходим старинный кирпич.

В Европе уже давно считается показателем хорошего вкуса и достатка – отделка интерьеров жилища под старину. В Америке ещё с пятидесятых годов прошлого столетия процветает лофт-стиль, заключавшейся, первоначально, в переоборудовании старинных промышленных зданий под жильё, творческие мастерские или кафе, а сейчас в этом стиле отделываются множество новых или отреставрированных строений. У нас эта тенденция пока только набирает популярность.

Простояв сотни лет в стенах жилых домов и общественных зданий, фабрик и заводов, старинный кирпич впитал в себя все ветры и дожди, солнечное тепло и хрустящий мороз многих и многих десятилетий и при этом остался таким же надёжным и прочным, как и в годы его закладки. За этими стенами проносились войны и революции, а он по-прежнему давал тепло и защиту всем находящимся за этими стенами.

Время и сама Природа оставила на старинном кирпиче свой след, придав его внешнему виду неповторимый узор, удивительную акварель красок и ни с чем не сравнимую фактуру с трещинами и сколами, ссадинами и морщинами пролетевших лет. Каждый из этих кирпичей по своему уникален и прекрасен, и подобного ему вы не найдёте ни у одного современного производителя кирпича под старину.

Где используется старинный кирпич?

Кирпич, созданный с любовью руками дореволюционных мастеров и сейчас, даже после разборки старинных строений, не утратил своих прочностных и других важных эксплуатационных характеристик. И, в принципе, его снова можно использовать в качестве рабочего материала для возведения стен (в том числе и несущих). Но это, всё равно, что украшать старинными гобеленами погреб, где хранится картошка и консервация на зиму.

Главное и оправданное свое применение царский кирпич (с клеймом или без) нашёл в отделке интерьеров:

● Камины, печи и прилегающие к ним стены облицовочные старинным кирпичом позволяет придать интерьеру пространства каминного зала совершенно непередаваемый другими способами стиль старины. Сидя у такого камина, невольно ощущаешь поступь времён. Благородные рыцари и прекрасные дамы, как будто, собираются вместе с вами для того чтобы отпить хорошего вина и отведать кусочек зажаренного на вертеле дикого кабана, заваленного на последней охоте.

● Мангал, отделанный старинным кирпичом и расположенный на вашем садовом участке, наверняка не оставит равнодушным ни одного из ваших гостей и сделает вкусней приготовленный на нём шашлык или барбекю. Особенно если на дворе осень, а возле него тепло, уютно и присутствует хороший аппетит.

● Рабочий кабинет. Стены, облицованные царским кирпичом, придадут кабинету солидности и ощущения вашей надёжности, которую ощутит любой из ваших посетителей. Такие стены способствуют творчеству и деловой активности, даже в том случае, если в них никогда не возникнет доктор Фауст. Фактура старинного кирпича отлично сочетается с компьютерной и офисной техникой.

● Кухня. При умелом дизайне отделка большинства или некоторых элементов пространства помещения старым кирпичом позволит достигнуть удивительных результатов. Кухня становится удивительно тёплой и невероятно привлекательной для всех зашедших сюда. В это пространство замечательно встраивается современная бытовая техника (СВЧ, холодильник, газовая или электрическая печь и пр. и пр.). А если на стене ещё будут висеть надраенные чугунные или медные сковородки, то можно и кино снимать.

● Гостиная, отделанная старинным кирпичом, даже если в ней не стоят средневековые доспехи и стены не завешены потускневшими от времени гобеленами, всё равно выглядит шикарно. Так, как будто на дворе по-прежнему звучит стук копыт и кареты свозят гостей для обсуждения очень важных вопросов прошлых веков и выкуривания под эти неспешные беседы доброй вересковой трубки.

● Гаражи и мастерские со стенами из старого кирпича подчёркивают индивидуальность их владельца и предают некую загадочность своему содержанию. Даже если здесь стоит современный Форд (а лучше Феррари), то это вовсе не значит, что сейчас сюда не может въехать поблескивающая фонарями и подкрылками Лорен Дитрих и поприветствовать всех своим клаксоном.

● Полы. Дореволюционный кирпич часто используется в качестве покрытия пола как единый материал или в сочетании с другими современными половыми покрытиями.

● Беседки и заборы. Все внешние постройки на участке, созданные из старинного кирпича, подчёркивает индивидуальность хозяина и его хороший вкус. В беседках приятно посидеть, подумать, вспомнить строчки Плиния Старшего или, в крайнем случае, Иосифа Бродского. А хулиганы, увидев такой забор, подумают: «А ну его, связываться ещё с таким».

● Фасадные стены дома. Для их отделки требуется большое количество кирпича. И в силу его сравнительно высокой цены, лицевая кладка в этом случае осуществляется чаще всего в полкирпича. Но в результате здание приобретает потрясающе сказочный вид.

Почему звенит старинный кирпич?

Те, кто бывал когда-то на экскурсии в Храме Василия Блаженного, помнят как экскурсовод, рассказывая о замечательных качествах старинного кирпича из которого сложены стены этого храма, Кремля и многих других старинных строений Москвы, демонстрировал удивительный звон, который издают эти кирпичи при ударе по ним металлической ложечкой или броске серебряной монетки. Звук этот чем-то напоминает звон хрустальных бокалов, хотя и не столь продолжительный.

На самом деле здесь нет ничего удивительного. Ведь в те времена каждый завод и каждый мастер отвечал за качество производимого кирпича и имел собственное клеймо, которое ставилось на кирпич. И иногда отвечал головой. Поэтому никому, в эту самую подверженную опасности голову, не приходила мысль экономить средства на производстве кирпича за счёт удешевления компонентов входящих в его состав и нарушении технологических параметров — времени и температуры обжига. В результате получался высококачественный кирпич (по сути клинкерный) соответствующий марке прочности М200, заложенной в нём на века.

Читать еще:  Кирпич выпавший с самолета

Некоторые зарубежные производители клинкерного кирпича и сейчас используют в качестве рекламы этот удивительный звук, характерный для пережженной керамики и столь похожий на хрустальный звон. Но стоимость этого кирпича заоблачная, а его внешний вид и близко не приближается к тому антуражу, какой даёт при отделке интерьера старинный кирпич. Да и честно – звон не тот.

Кирпичный завод Захаровых — Завод «Победа» — Кирпичное объединение «Группы ЛСР»

Архитекторы:
Год постройки:1948-1956
Стиль:

Кирпичный завод Захаровых

ПО «Победа»

ЗАО «Победа — КНАУФ»

Кирпичное объединение «Победа ЛСР». Завод «Победа»

Кирпичное объединение «Группы ЛСР»

Колпино, Загородная ул., 9 лит. Ш

Проект завода утвержден в 1948 году. Завод сдан в мае 1956 года.

А. С. Шустов Санкт-петербургское
купечество и Торгово-промышленные
предприятия города к 200-летнему
юбилею столицы. Иллюстрированный
альманах. 1903

А. С. Шустов Санкт-петербургское
купечество и Торгово-промышленные
предприятия города к 200-летнему
юбилею столицы. Иллюстрированный
альманах. 1903

Купеческая книга
на 1877 г. С. 308
2-я гильдия

Купеческая книга
на 1885 г. С. 245
2-я гильдия

Мозаичное панно для
столовой лагеря «Искорка».
(Из альбома «Колпино», сост. и автор
текста Г.А. Ефимова (Лениздат, 1976)
(добавил GeorgiaG )

Одними из крупнейших кирпичных заводчиков под Петербургом являлись купцы Захаровы. Об их семейной фирме, передававшейся по наследству, до сих пор напоминает клеймо на кирпичах: «К. и Ф. Захаровы. Зав. сущ. с 1813 г.». Старинный род ижорских крестьян своим трудом выдвинулся в купцы и стал основателем успешного кирпичного производства. Родоначальник фирмы — предприниматель Кузьма Захаров. Первый построенный им завод появился, по официальным данным, в 1812-1814 годах. После его смерти дело отца продолжили и расширили два его сына – Дмитрий и Ефим, а после смерти Ефима заводы перешли по наследству к его сыновьям Василию и Степану. Дело разрослось и стало весьма прибыльным.

Желая модернизировать производство, Василий Захаров решился на постройку нового завода. 5 марта 1882 г. он представил в Строительное отделение Санкт-Петербургского губернского правления специальное «прошение», в нем просил позволения дополнительно построить на территории собственного завода в селе Усть-Ижора кирпичеобжигательный шатер с восемью печами нового образца и с трубой высотой в 21 сажень. Спустя некоторое время, 24 мая 1882 г., Василий Захаров получает разрешение на строительство, а уже 12 февраля 1883 г. ему выдали свидетельство № 102 на открытие построенного им «завода нового образца», расположенного «в 1-м стане Петербургского уезда на правом берегу реки Ижоры, в двух верстах от селения…».Почти рядом с заводом Василия Захарова находился завод его дяди — Дмитрия Кузьмича Захарова, старшего из сыновей основателя «рода кирпичников» — Кузьмы Захарова. Дмитрий унаследовал свою часть семейного дела и показал себя не менее предприимчивым, чем его родственники. 9 сентября 1882 г. он подал прошение на строительство кирпичеобжигательной печи (тоже «нового образца»), с высотой трубы в 23 сажени. В последний день декабря 1882 года Дмитрий Захаров получил разрешение на строительство, а 8 октября 1884 г. был составлен акт о завершении работ. Завод этот имел 14 камер, рассчитанных на производство 200 тысяч штук кирпича.

На заводе Дмитрия Захарова круглосуточно работали 170 человек, а производительность его составляла четыре миллиона кирпичей в сезон. Кирпич делался не вручную, как когда-то прежде, а механическим способом: работала специальная формовочная машина «Геркулес» фирмы «Фрид и Клооз».

Для работников завода Василия Захарова (позже перешедшего по наследству к его сыну Александру) построено девять двухэтажных жилых домов, две бани, больничный приемный покой, оборудованы клуб и прачечная. На заводе Дмитрия Захарова для рабочих выстроили четыре двухэтажных дома, больницу и баню.

После смерти Дмитрия Захарова принадлежавший ему завод в 1910 г. продали мещанину-коммерсанту Феофану Анисимовичу Полякову-Ковтунову. Он задумал провести новую реконструкцию завода, чтобы довести производство кирпича до 15 миллионов в год. Однако планам не суждено было сбыться — началась Первая мировая война, и производство кирпича резко упало.

Заводы Александра Захарова и Полякова-Ковтунова простаивали, а после революции работа на них полностью прекратилась. Оборудование частью растащили, частью оно пострадало от нескольких пожаров. К концу Гражданской войны на территории заводов создали совхозы, а кирпичные сараи приспособили для содержания скота.

Когда в 1920 г. вышло постановление Совета Народных Комиссаров о национализации кирпичных заводов, при петроградском Совете Народного Хозяйства создали Петроградский государственный кирпичный трест. Все существовавшие прежде кирпичные заводы поступили в ведение этого треста, и каждому из них присвоили свой номер. Завод Полякова-Ковтунова, получивший порядковый номер «9», признали единственным пригодным к работе. Производственную программу на 1921 г. ему определили в 9 миллионов штук кирпича.Что же касается бывшего завода Александра Захарова, то его признали «бездействующим». Инспекция Кирпичного треста 9 марта 1922 г. составила акт о присоединении этого предприятия к заводу к №9 в качестве подсобного. Спустя полгода, 10 октября 1922 г., на заседании правления Кирпичного треста приняли решение о присвоении заводу № 9 нового имени — «Победа». Во время войны завод оказался в непосредственной близости от линии фронта и сильно пострадал. До 1947 г. он бездействовал, и на его территории, как когда-то в Гражданскую войну, снова появились грядки картофеля и овощей, а также сараи с лошадьми. В 1948 г. утверждается проект нового кирпичного завода, а в мае 1956 г. его сдали в эксплуатацию. Со временем «Победа» превратилась в крупное строительное объединение.В начале 1990-х гг. предприятие превратилось в акционерное предприятие, а 51% его акций приобрел один из крупнейших концернов по производству стройматериалов в Европе — «Кнауф». Бывший захаровский кирпичный завод получил название «Победа-КНАУФ», а доля иностранной фирмы в уставном капитале возросла до 94%.

(С. Глезеров. Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века. «Центрполиграф»2013 С. 105-106)

С 1922 г. — кирпичный завод «Победа»

В конце 1995 г. началось строительство нового завода по производству строительной керамики, не имеющего аналогов в России. Оно было завершено через 18 месяцев. Старое производство до окончания строительства не останавливалось. Мощность нового производства составляет 60 млн шт. кирпича в год, при необходимости ее можно увеличить. Завод рассчитан как на производство кирпича, так и на изготовление легких крупноразмерных керамических блоков с заданными физико-механическими свойствами. Летом 1997 г. завод начал выпуск продукции. Ее ассортимент был достаточно широким: лицевой красный кирпич, цветной, фигурный — всего более 40 видов кирпича и камней повышенной пустотности. В 1998 г. на предприятии начался выпуск керамобетонных перемычек, предназначенных для окон, дверей, ниш отопления.

Концерн КНАУФ инвестировал в ЗАО «Победа КНАУФ» около 40 млн евро. Колпинское производство стало ведущим подразделением концерна в России. В 2001 г. в Красном Бору заработал собственный глиняный карьер компании, снабжая кирпичные цеха кембрийской глиной.

Кирпичный завод «Победа» в Колпино основан в 1928 г.

Объединение «Победа ЛСР» было основано в 2005 г. путем объединения 3 заводов («Керамика», «Победа», «Ленстройкерамика»). Кирпичное объединение «Группы ЛСР» с июня 2014 г.

На сегодняшний день (01.2018) объединяет 4 завода:

Завод «Победа» в г. Колпино, «Никольский кирпичный завод» («НКЗ») в Кировском районе Ленинградской области, Рябовский керамический завод» («РКЗ») в Тосненском районе Ленинградской области и «Павлово-Посадский Кирпичный Завод (ППКЗ)» г. Павловский Посад Московской области.

На сегодняшний день — крупнейший производитель кирпича в России.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector