Profilpipe.ru

Профиль Пипл
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коллекция старинных кирпичей смирнова

Коллекция старинных кирпичей смирнова

На многих кирпичах дома Ф.Энгельса, 3 стоит «клеймо» — Г.С.Н.Х.

На кирпичах дома Ф.Энгельса, 4 стоит Т.Г.i

Интересно, а что означает Г.С.Н.Х. и Т.Г.i ?

Меню пользователя SERG16
Посмотреть профиль
Профиль портала
Фотоальбом
Найти ещё сообщения от SERG16

SERG16, это так клеймили кирпич производители. Вариантов было множество:»В.К», «А.Г», «Ш.Ф.И.», «I,К», «Ф.И.К» и т.д. и т.п. Последний,например, инициалы Федора Ильича Кожевникова, крестьянина по происхождению, который владел домом, лавками, собственным кирпичным заводиком в Ямской слободе.

Клеймо «Т.Г»-не инициалы, а «Товарищество «Глинозем», а вот последняя буковка-бог их знает, наверное какая-то «дочка» этого товарищества)))

Меню пользователя elena71
Посмотреть профиль
Профиль портала
Фотоальбом
Найти ещё сообщения от elena71

SERG16, дом с кирпичами Г.С.Н.Х. каких лет постройки, рубежа 1920-х не может быть?

Основы П. н. х. начали закладываться с первых дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В декабре 1917 был образован Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), который стал первым планирующим и координирующим органом Советского государства. Одновременно формировались Советы народного хозяйства на местах.

След-но Г.С.Н.Х. — городской совет народного хозяйства

Меню пользователя Витя
Посмотреть профиль
Профиль портала
Фотоальбом
Найти ещё сообщения от Витя

В 1919 г. ГСНХ расшифровывался как Губернский совет народного хозяйства (Губсовнархоз), территориального деления на области еще не было. Таким образом, аббревиатура Г.С.Н.Х. не означала отношение к какому-то определенному «субъекту», как бы сейчас сказали.

Для себя отметил, что нечетные дома №№ 1,3, сложенные из кирпича Г.С.Н.Х., имеют более «унылую» архитектуру, чем дома №№ 4, 6, сложенные из кирпича Т.Г.i

Меню пользователя MONTY PYTHON
Посмотреть профиль
Профиль портала
Фотоальбом
Найти ещё сообщения от MONTY PYTHON

SERG16, это так клеймили кирпич производители. Вариантов было множество:»В.К», «А.Г», «Ш.Ф.И.», «I,К», «Ф.И.К» и т.д. и т.п. Последний,например, инициалы Федора Ильича Кожевникова, крестьянина по происхождению, который владел домом, лавками, собственным кирпичным заводиком в Ямской слободе.

Клеймо «Т.Г»-не инициалы, а «Товарищество «Глинозем», а вот последняя буковка-бог их знает, наверное какая-то «дочка» этого товарищества)))

Коллекция старинных кирпичей смирнова

В Ростове-на-Дону действует один из крупнейших в России музеев кирпича

Почему в качестве экспоната выбран именно кирпич? Создатель музея Борис Талпа (на фото) отвечает на этот вопрос так: «Кирпич — одна из важнейших инноваций в истории, материал, который полностью преобразил жизнь человека. Если хлеб — это основа питания, то кирпич — это основа строительства. Кирпич позволил людям расселиться в неблагоприятных для проживания климатических условиях, дал толчок развитию архитектуры и технологии строительства. А потребность в качественном керамическом сырье привела к зарождению таких дисциплин, как геология и минералогия».

Долгие годы кандидат геолого-минералогических наук, доцент института наук о Земле Южного федерального университета Борис Талпа исследовал различные виды минерального сырья для производства кирпичей. В 1986 году он создал на геолого-географическом факультете лабораторию технологической минералогии и новых видов минерального сырья, которую возглавляет до сегодняшнего дня. К 2013 году в лаборатории и в хранилище образцов собралось около сотни кирпичей. В том же году Борис Васильевич узнал о существовании в Санкт-Петербурге в Академии строительства и архитектуры музея старинного кирпича, созданного профессором Всеволодом Инчиком. В петербургском музее были собраны образцы кирпича, произведенного в Северной столице и ее окрестностях. Побывав в 2014 году в Петербурге, Борис Талпа решил создать в Ростове-на-Дону музей кирпича, но с более широкой географией и историей. Эту идею поддержал директор Института наук о Земле ЮФУ Андрей Кузнецов. Так появился музей «Кирпичная библиотека».

В это же время Борис Талпа познакомился с российскими коллекционерами Владимиром Смирновым, Любомиром Бакиным, Марией Ковзалиной и другими и стал обмениваться с ними образцами кирпичей. С этого момента во время всех поездок по России и за границу Борис Талпа искал новые образцы для музейной коллекции, которые привозил в Ростов-на-Дону. Большую помощь в работе ему оказывают студенты Института наук о Земле ЮФУ. Все привезенные кирпичи изучаются, доводятся до выставочного состояния, каталогизируются и выставляются на выставочных стеллажах. В результате сегодня на стеллажах музея представлено для осмотра около тысячи образцов кирпичей. В собрании есть раритетные кирпичи из Карнакского храма Египта, возраст которых составляет 4000 лет, из Китай-города, Помпей, Рима, Вены, Лондона, Сиены, Ливорно, Риги, Санкт-Петербурга, Валаамского монастыря и других исторических мест. Имеются в коллекции и образцы современных кирпичей со всей России — от Норильска до Анапы, с заводов, с которыми Борис Талпа длительное время сотрудничал, помогая найти сырье для производства. Всего за свою жизнь Борис Васильевич побывал в сорока странах мира и отовсюду привозил образцы кирпичей, песков (более 1100 образцов), минералов и горных пород. Собранные им коллекции активно используются на учебных занятиях и в научной работе студентов и аспирантов ЮФУ. Сегодня Борис Талпа вместе с коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга мечтает создать большой музейный комплекс истории кирпича и технологий его производства и занят поиском заинтересованных в этом ведомств, организаций и спонсоров. А пока он подал заявку на участие в конкурсе Русского географического общества.

Читать еще:  Кирпич колотый слоновая кость

Музеев кирпича в мире немного. Самым популярным считается Всемирный музей кирпичей в городе Майзуру (Япония), открывшийся в 1993 году. Ежемесячно его посещают более десяти тысяч туристов. В США есть три музея кирпича — в городах Орхард-Парк, Хаверстро и Джонсон Сити. Свои кирпичные музеи есть также в Австрии, Венгрии, Германии, Англии и на Тайване. В России музеи кирпича возникли из частных коллекций в постсоветское время. Первый Музей истории кирпичного производства основан в Санкт-Петербурге в 1991 году на кафедре химии архитектурного университета. Сегодня здесь собрано около 500 кирпичей от IX века до наших дней. В октябре 2002 года в Санкт-Петербурге открылся второй музей при ОАО «Победа ЛСР». В коллекции 500 экспонатов, в основном это санкт-петербургские дореволюционные клейменые кирпичи. Первый сибирский музей кирпича был создан в Омске. В 2006 году в его коллекции было 130 оригинальных образцов.

«Ренова-СтройГруп» берет кредит в 145 млн евро у Сбербанка

Сбербанк открыл девелоперу «Ренова-СтройГруп» (входит в многопрофильный холдинг «Ренова» Виктора Вексельберга) кредитную линию на сумму в 145 млн евро для финансирования нескольких проектов строительства в российских регионах, сообщает IRN

За время сотрудничества со Сбербанком России, то есть с 2008 г ., компания привлекла кредиты на общую сумму более 11,77 млрд руб., из которых к настоящему времени досрочно погашено более 10,98 млр руб.

Власти Москвы утвердили «программные» расходы на инвестпроекты

Объем финансирования, направленного на проектирование и строительство объектов, включенных в адресную инвестиционную программу Москвы в 2011 г ., составит почти 147 млрд руб. Соответствующее распоряжение подписал мэр столицы Сергей Собянин.

В добавок более 172 млрд рублей составят расходы на строительство переходящих с 2010 на 2011 г . объектов. Таким образом, совокупные расходы на адресную инвестиционную программу этого года достигнут 319,5 млрд руб., сообщает «Интерфакс».

В частности дополнительные расходы планируется преимущественно направить на социальную сферу (18,6 млрд руб.), на городское хозяйство (25,9 млрд руб.) и адресную инвестиционную программу (17,3 млрд руб.).

Ранее сообщалось, что расходная часть бюджета Москвы 2011 г .будет увеличена на 157,3 млрд руб., благодаря чему годовые расходы города впервые превысят 1,5 трлн руб.

Группа ЛСР раскроет «Тайну кирпичных знаков» в Музее кирпича

В среду 27 апреля в «Музее кирпича» при ОАО «Победа ЛСР» открылась выставка «Тайны кирпичных знаков», на которой было представлено более 200 экспонатов. На выставке можно было увидеть не только петербургские кирпичи из коллекции музея, но и 30 уникальных старинных кирпичей из различных уголков России и мира из собрания известного петербургского коллекционера Владимира Смирнова. Специально для выставки В. Смирнов из собственного обширного собрания предоставил несколько десятков экспонатов из Австрии, Египта, Франции, Шотландии, а также различных губерний Российской империи.

Большая часть клейм, представленных в «Музее кирпича», происходят из Петербурга и относится к концу XIX века – в этот период в связи с экономическим ростом в России появилось большое количество частных кирпичных заводов. С 1847г. закон обязал их владельцев клеймить кирпичи для удостоверения принадлежности заводу и гарантии качества выпускаемой продукции. Чаще всего владельцы использовали свои инициалы или фамилии. Случаются и забавные совпадения, например, в коллекции «Музея кирпича» есть клейма «Ленинъ», «Ермакъ» или «Хилль», сообщает пресс-служба Группы ЛСР.

Кроме того, на открытии выставки был объявлен конкурс на самый удачный термин, обозначающий коллекционирование кирпича. Несмотря на то, что это хобби приобретает все большую популярность, названия для него пока не придумано. До 10 июня любой желающий может предложить свой вариант и прислать его организаторам конкурса. Победитель будет определен в ходе онлайн-голосования.

Выставка «Тайны кирпичных знаков» продлится с 27 апреля до конца июня 2011 г

Основы языка кирпичных клейм

Продолжаем серию авторских очерков коллекционера Владимира Смирнова. О том, что говорят клейма на старинных кирпичах, хранящихся в его коллекциях и коллекциях компании «Брикфорд» — в исследовании автора.

Насколько велико множество народов, населяющих нашу планету, настолько же велико число языков, без знания которых невозможно понять особенности жизни представителей того или иного региона. Но не только люди говорят на родном для них языке – кирпичи тоже умеют разговаривать. Это особый язык клейм, знание которого позволяет научиться понимать те «послания», которые оставило для нас прошлое на ничем не примечательном строительном материале. Азбука кирпичных клейм может оказаться полезной не только коллекционерам-любителям, старающимся разгадать принадлежность клейм тому или иному производителю, но и профессиональным исследователям, использующим все возможные источники и артефакты для архитектурного и исторического описания изучаемых построек. Следуя знаниям сложившихся канонов и правил, привлекая логический подход и креативное мышление, а также вооружившись немалой долей интуиции, давайте вместе постараемся освоить основы этого непростого «кирпичного» языка!

Читать еще:  Контейнер для поддонов с кирпичом

Итак, что же мы увидим на клейме?

Фамилия. Нет ничего проще для идентификации клейм, чем полностью написанная на нем фамилия владельца завода! Однако и здесь возможны нюансы: изначально было принято писать фамилию в родительном падеже (завод кого?), а затем к концу XIX века это трансформировалось в привычный именительный падеж. (рис. 1а, б)

Это надо учитывать, чтобы на ранних клеймах 1840-60-х не приписать по ошибке завод жене (или, не дай Бог, вдове!) известного производителя. В данном случае Пирогова и Пирогов – это одно лицо, Иван Кондратьевич Пирогов. Женские фамилии также встречаются в родительном падеже, но довольно редко, как в экземпляре Пелагеи Марковны Байковой (рис. 1в). Из желания импортировать (или, по крайней мере, рекламировать) свою продукцию за пределы России некоторые производители огнеупорного кирпича (Песельник, Старцев, Ягупов и др.) дополнительно прибегали к варианту написания своей фамилии на клейме латинскими буквами (рис.2). При этом использовалось франко-немецкое написание фамилии со сдвоенной буквой «F» на конце вместо «В».

Инициалы. Наиболее сложными для «опознания» являются двухбуквенные клейма, содержащие имя и фамилию владельца. Изначально они казались удачным и «экономичным» способом фиксации информации о хозяине завода, однако вскоре из-за частой повторяемости сочетаний (особенно с буквами «И», «П», «К», «С», «Н», «А») пришлось перейти на трехбуквенные, где первые два символа, согласно принятому порядку сокращений в дореволюционной России, обозначали имя и отчество. Так, наглядным примером возникновения дополнительной буквы служит трансформация клейма при переходе завода от И. Балашова к его сыну А.И. Балашову (рис.3). В книге Елшина и Векслера «Датирующие свойства петербургского кирпича XVIII-XX века» срок такого тотального перехода к трехбуквенным клеймам определяется 1880 годом, однако очевидно, что четкую границу в данном случае провести невозможно. Более того, известно много случаев даже в Санкт-Петербургской губернии, где было особенно много заводов, когда в XX веке продолжалось использование двухбуквенных сочетаний.

Совладения. Характерной чертой клейма при совладении завода является использование разделительного союза «и» между инициалами фамилии владельцев (рис.4а, завод Петрова и Витовского), а наличие компаньонов указывалось стандартной прибавкой «и Ко» (рис.4б, завод Л.Ю. Укке с компаньонами). В тоже время отмечены случаи простого перечисления сокращений по первым буквам фамилий владельцев (рис.4в, завод Свинухова, Яковлева и Зиновьева), что, несомненно, осложняет идентификацию.

Родственные связи на клейме отображаются более запутанным образом. Если заводом владели братья, то это, очевидно, «БР» либо «Б» с начальным «З» как указателем на «Завод Братьев …» (рис.5а, братьев Лядовых). Подобный «язык», хотя и достаточно редко, встречается в случаях продолжателей дела сыновьями с начальными буквами «ЗС» (рис.5б, завод сыновей Ягуповых) или потомками с начальными буквами «ЗП» (рис.5в, завод потомков Лядова). Для описания родственных отношений использовались также сокращения «С-я» («сыновья»), «н-ки» или «н=цъ» («наследники» или «наследниц») и «п-ки» («племянники»). (рис.6)

Сокращения. В связи с последними примерами уместно отметить, что сама фамилия также иногда сокращалась через дефис, как это было проделано с фамилиями Гарковенко (рис.7а), графа Стенбока-Фермора (рис.7б) или П.И. Миловановой (рис.7в). Кстати, титулованные особы не пренебрегали указанием своего знатного происхождения на клейме (рис.7), используя буквы «К» или «КН» («князь»), «Г» («граф»), «Б» («барон»), как, например, князь Юсупов (рис.8в), граф Левашов (рис.8б) или баронесса Фиркс (рис.8в). Особняком стоят случаи «усекновения» фамилии московским владельцем завода Тумановым (рис.9а) и нежелание петербургских заводчиков Трифоновых полностью уместить свою фамилию на клейме. (рис.9б)

Купеческие. На ранних петербургских клеймах 1840-60-х годов первой буквой также нередко ставилась «К», что указывало на принадлежность производителя купеческому сословию. Это надо учитывать, чтобы не спутать их с упоминавшимися выше клеймами заводов князей, которые зачастую были расположены непосредственно в своих имениях и большей частью были ориентированы не на продажу продукции, а на удовлетворение хозяйственных нужд при постройке усадебных домов, амбаров, конюшен, оранжерей и т.п.

Читать еще:  Миниатюра как сделать кирпич

Имения. В отличие от купцов, владельцы кирпичных заводов в поместьях часто клеймили кирпичи названиями своих имений или по месту расположения завода, например, завод в поместье «Гоща» князей Валевских, или по месту расположения завода, как крестьянин Голубев в селе Елизаветино. (рис.10)

Происхождение. Для обрусевших владельцев заводов клейма могли также использоваться для того, чтобы подчеркнуть свою национальность или этнические корни. Так, например, поступил выходец из армян Алахвердов (Аллахвердян) в Нахичеване-на-Дону (см. также www.kublog.ru/arch/memorize_history/6822.html), использовав на клейме букву «А» армянского алфавита, или немецкий промышленник Ф. Андерегг. (рис.11)

Товарищества и общества. Характерным признаком указания на Товарищество или Общество на клейме, помимо использования начальных букв «Т» или «О», служат сложные многобуквенные аббревиатуры, как на клейме Санкт-Петербургского Общества Строительных Материалов или Товарищества Санкт-Петербургских Кирпичных и Гончарных Заводов. (рис.12)

Казенные. Помимо известных изображений официального символа Российской Империи – двуглавого орла – казенные (т.е. принадлежащие государству) кирпичные заводы зачастую использовали аббревиатуру «КЗ» в конце клейма, например «Знаменский Кирпичный Завод» (рис.13). Вообще использование «З» (или «КЗ») на конце клейма (за редким исключением совпадения инициалов владельца, как в случае с клеймом «КЗ» Константина Захарова) является прямым указанием на то, что в первой букве заключено название завода. И наоборот, если «З» (или «КЗ») встречается в начале клейма, то последующие буквы скорее всего указывают на инициалы владельца, как на клеймах заводов Юнгер или Е. Камбулина. (рис.14 а, б)

Крепостные. Для строительства всевозможных военных укреплений, казарм и складских помещений военным ведомством учреждались специальные так называемые крепостные заводы, кирпичи которых использовались для возведения, в частности, крепостных стен. Для них на клейме характерны буквы «В», «П» («военного приказа») и «К» («крепостной»), а также год производства как на рис.15 для кирпичей «БЛК» — Брест-Литовсокй крепости, или «КВ» — Киевского крепостного (кирпичного) ведомства.

Тюремные. Власти резонно полагали, что заключенные своим трудом могут принести значительную пользу казне, если их задействовать на кирпичном производстве для нужд уездного или волостного строительства. Почти в каждом губернском (а иногда и в крупном уездном) городе существовали кирпичные заводы при исправительных учреждениях, т.е. тюрьмах. Для их продукции характерны клейма с сочетаниями «ТУ» («Тюремной Управы») или «ТЗ» («Тюремный завод») (рис.16-б, «Уфимский тюремный завод»). По аналогии заводы Губернских Управ содержат аббревиатуру «ГУ». (рис.16в, завод Санкт-Петербургской Губернской Земской Управы»)

Церковные. В клеймах церковных заводов, принадлежащих церковной общине (приходу) или построенных для нужд возведения храма, очевидно присутствует буква «Ц» (или «М», если это касается монастырей), а также название церкви (рис.17) – «П.Д.У.Ц.» — Пещерская Доложская Упенская Церковь, «ВМ» — Валаамского Монастыря.

Символы. Отдельного обсуждения заслуживают изображения на клеймах различных символов и графических знаков (фигур). Их условно можно подразделить на изображения гербов, эмблем, цифр (чисел), фигур и профилей. Мы предполагаем разместить это обзор во второй части данной статьи. (Еще порядка 20 различных рисунков)

Итак, в данном обзоре для понимания «языка» кирпичных клейм была сделана попытка вкратце остановиться на тех основных закономерностях и мотивах, которые двигали владельцами кирпичных заводов при клеймении ими своей продукции. Несмотря на разнообразие всевозможных сочетаний букв, цифр, символов и т.п., хозяева заводов в общем стремились к одной цели – самоидентификации, т.е. желанию донести до потребителей свою неповторимую, отличную от всех, марку, за качество которой не придется стыдиться ни отцовской фамилией, ни родовым имением, ни светским титулом. К сожалению, за последние 120-150 лет в России и сопредельных территориях происходили такие катаклизмы и кардинальные переустройства жизненного уклада, что язык кирпичных клейм дошел до нас лишь фрагментарно, и его изучение и овладение им носит в большой степени характер догадок и предположений. Однако, в этом состоит и главная прелесть его постижения, когда, как в хорошем детективном сюжете, в конце трудной кропотливой работы по проработке большого количества версий находится одна, на которую указывают все «улики». А что может быть интереснее творческих исканий по разгадыванию тайн, скрытых от нас неумолимым временем!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector