Profilpipe.ru

Профиль Пипл
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старинный кирпич с штампом

История хранится в музеях кирпича

Бывают такие публикации, когда собираешься написать об одном, но тема неожиданно поворачивается к тебе другим, малоизвестным ракурсом. Так случилось с историей кирпича, которая в своих банальных и привычных фактах напомнила о тех местах, где эта история хранится — музеях кирпича. Они существуют! В России их единицы, но они есть.

Причем, из этого понятия мы сразу исключаем временные тематические экспозиции краеведческих музеев. Хотя в этих музеях встречаются целые коллекции, например в Екатеринбурге и Калининграде.

У истоков кирпичных музеев чаще всего стоят настоящие энтузиасты, одержимые идеей люди, связанные со строительной наукой, точнее — той её части, что относится к строительной керамике.

Два наиболее крупных и авторитетных музея расположены в Санкт-Петербурге. В 2002 году музей открылся при при НПО «Керамика» (входит в группу «ЛСР-Победа»). Сегодня коллекция насчитывает более 700 образцов кирпича. Возраст самого старого экспоната — кирпича из греческого города Дельфы — более 2500 лет ( даже любопытно — как его удалось вывезти из Греции).

Однако основную часть коллекции составляют клейменные кирпичи 19 века. Но самыми ценными для питерской экспозиции считаются кирпичи Нарышкинского бастиона Петропавловской крепости. Как отмечают специалисты, это первые кирпичи Санкт-Петербурга, датируемые 1703 годом и изготовленные на кирпичных заводах Голландии и Германии.

Большинство кирпичей имеют своё клеймо, среди которых встречаются необычные наименования, например «Ленин», «Хиль» и т.д.

Ещё один музей принадлежит питерскому государственному архитектурно-строительному университету — Музей истории кирпичного производства.

Здесь собрано более 400 образцов стеновой керамики, извлеченных из старых зданий Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова, Выборга и других российских городов. Самым древним экспонатом являются керамические материалы из окрестностей Помпеи – им около 2000 лет.

Но основу коллекции составляют, конечно же, кирпичи, изготовленные на заводах Санкт-Петербурга и его окрестностей в 18-19 вв., на которых имеются клейма с фамилиями и инициалами керамистов-заводчиков.

История самого музея достаточно драматична — музей был создан на основе коллекции образцов строительной керамики доктора технических наук, профессора кафедры химии СПбГАСУ Всеволода Владимировича Инчика. Первый кирпич будущий коллекционер подобрал в 12 лет в своей квартире, разрушенной фашистским снарядом. Как говориться: было бы счастье, да несчастье помогло. Для коллекционирования старинных кирпичей это особенно актуально — достать кирпич можно только при полном или частичном разрушении старой конструкции. Ну не ради музея, конечно, но по другому никак.

Третий настоящий музей кирпича расположен в Омске — он собран учеными энтузиастами частного Института Новых Технологий и Автоматизации промышленности строительных материалов (ИНТА-строй). Открылся музей 16 июня 2006 г.

Главные герои экспозиции – более 200 подлинных образцов коллекционных кирпичей и керамической плитки XVIII-XXI вв., преимущественно Западной Сибири.

Но есть и мировые «изюмины». Например, здесь есть кирпич из абхазского города Пицунда, привезённый с раскопок Патриаршего собора десятого века нашей эры (обратите внимание — энтузиасты изъяли экспонат с раскопок), копия необожженного кирпича города Иерихон (7000-6000 гг. до н.э.) (ведь вывезли же как-то), копия необожженного глиняного кирпича из Древнего Египта (город Фивы, эпоха Среднего царства, приблизительно 1800 г. до н.э.), а также керамические кирпичи, принадлежащие Сузгунской археологической культуре 1200-1000 гг. до н.э.

Один из самых древних экспонатов сибирского происхождения – кирпич из стены Тобольского кремля начала XVIII в., который считается первой капитальной постройкой России за Уралом. Первые омские кирпичи – кирпичи из стен строений второй Омской крепости, постройка которой была начата в 1768 г. Большая часть выставленной коллекции: кирпичи конца XIX – начала XX в. – времени расцвета кирпичного производства в Омске, когда его начали называть вторым Чикаго — за бурный экономический рост и строительный бум.

Также в экспозиции собраны кирпичи советских предприятий города 1920-1990-х гг.

Среди экспонатов есть и весьма забавные — например старый кирпич, где вместо клейма — отпечаток собачьей лапы.

Есть кирпич, принадлежащий стене дома, в котором ныне расположен музей Ф.М. Достоевского. Когда это здание только было построено, здесь располагалась гауптвахта. Кстати, не исключено, что этот кирпич был сделан руками самого писателя – в «Записках из мертвого дома» он рассказывает, что во время каторги был привлечен к формовке кирпичей.

Здесь же в Омске существует протомузей строительных материалов и истории омского строительного комплекса в редакции журнала «Архитектура и строительство Омской области», чью основную экспозицию составляют образцы стеновой керамики 18-21 века города Омска. Главным и единственным собирателем коллекции стал бывший главный редактор журнала — Денис Банников (автор данной публикации). Какова будет судьба коллекции и будет ли автор продолжать сбор экспонатов — мне неизвестно. Я подумаю над этим вопросом.

Наиболее известные музеи кирпича расположены в США и Японии.

Как известно, кирпичи, отмеченные заводским штампом, пользуются наилучшим спросом у коллекционеров. Наибольшим разнообразием клейм на кирпичах всегда славились США, т. к. в качестве маркировки американские промышленники использовали не только слова, цифры и буквы, но и обрамлённые в рамку бытовые миниатюры, которые было принято печатать на ложковой стороне. Причем, заводского клейма удостаивался только один экземпляр из 5000, и это одна из причин, определяющая их высокую ценность для коллекционеров.

Сегодня в США существует три знаменитых музейных собрания, посвящённых промышленному изготовлению кирпича. Все они находятся в штате Нью-Йорк и располагаются в городах Орхард Парк, Хаверстро и Джонсон Сити.

В государственном музее Орхард Парка представлены штампы фабрик, которые некогда работали на берегах Гудзонова Залива. Музей в Хаверстро — частный; его собранием владеет семейство Клемент. Экспозицию этого музея составляет продукция кирпичных заводов со всей страны.

Коллекция города Джонсон-Сити считается самой почтенной — музею более 30 лет. И в нем хранятся редкие образцы, произведённые на протяжении всей истории человечества во всех уголках Земли.

Но всех обогнали японцы! В японском городе Майзуру находится Всемирный Музей Кирпичей, открывшийся более 20 лет назад. В нём можно увидеть сделанные вручную кирпичи из храмов Эллады, погребальных комплексов Египта, зиккуратов Вавилона и Южной Америки, китайских дворцов и древнеримских вилл. Экспозиция пользуется заслуженным вниманием ценителей: ежемесячно музей в Майзуру посещает около 10 тысяч гостей.

Среди свежих поступлений в фонды этого учреждения — несколько кирпичей, вытащенных из стен прославленных зданий Британии: Ковент-Гардена, Альберт Холла и Скотланд-Ярда, а также легендарного дома № 221б по Бейкер-стрит.

Среди наиболее интересных специалисты также отмечают музеи в Венгрии, Австрии, Германии, Великобритании и на острове Тайвань.

Примечателен, в том числе, киевский «Центр стеновой керамики». Это собрание насчитывает более полутысячи образцов, среди которых встречаются поистине уникальные — например, пёстрый польский кирпич с угольными включениями или немецкий каолиновый. В киевской коллекции представлена продукция французских, бельгийских, русских, эстонских и белорусских заводов, а также старинные кирпичи ручной работы. Остается надеется — когда в Киеве начнутся бои местного значения с применением тяжелого вооружения, чтобы кирпичи здания самого Центра не стали достоянием коллекционеров.

Читать еще:  Кирпич ткань дерево ассоциации

Очень любопытна коллекция энтузиаста белорусского города Лида Алексея Чистякова. История коллекции тоже занимательна: первый свой экспонат Алексей отыскал возле замковых стен в Лиде. Строители чистили местное озеро и подняли огромную гору мусора, среди которой и находился кирпич со странным клеймом К. Алексей Алексеевич подобрал столь необычный камушек и тут понеслось.

Сегодня в коллекции Чистякова более 300 экспонатов. Отдельная часть коллекции кирпичи, несущие на себе отпечатки прошлого. Есть кирпичи с оттисками копыт животных и птичьих лап, ведь нередко их изготавливали в совершенно примитивных условиях и оставляли сушиться прямо возле деревенской хаты.

Сегодня часть коллекции Чистякова выставлена в залах Лидского музея. Но большинство потенциальных экспонатов хранится дома и в гараже. Алексей Алексеевич мечтает, что в Лиде появится настоящий музей кирпичей.

Полиуретановый штамп для печатного бетона Старый кирпич F3270

Под заказ, cрок поставки товара от 3 до 12 дней

Размер штампа: 57 х 33 см
Размер кирпича: 23,5 х 6,5 см – 10 шт
Толщина шва: 8 мм
Глубина рельефа: 5 мм
Вес штампа: 4 кг

Профессиональный штамп для печатного бетона и декоративной штукатурки «Старый кирпич» предназначен для работы на горизонтальных и вертикальных поверхностях.

Универсальный гибкий штамп. Он предназначен для штампования больших площадей с применением трамбовки и для работы в труднодоступных местах (около бордюра и стены, сложных кровлях), имеет 2 ручки.

  • Описание

Описание товара

Декоративный печатный бетон – технология отделки тротуаров, дорожек, парковок, дворов, лестниц в частном, коммерческом и промышленном строительстве. С помощью специальных добавок бетону придается повышенная прочность, износостойкость, морозостойкость и выкрашивается в нужный цвет. Затем методом штамповки специальными штампами бетону придается нужная текстура любой натуральной поверхности – камня, брусчатки, доски, гальки и другого материала.

Декоративная печатная штукатурка – технология отделки фасадов, интерьеров, заборов, подпорных стен, цоколей, каминов, колонн. Уже цветная штукатурка в массе наноситься на подготовленное основание. Далее методом штампования придается нужная текстура любой натуральной поверхности.

Готовые штампы позволяют с легкостью декорировать отмостки, парковки, площади, дорожки, а также работать в труднодоступных местах, примыкании стен, лестниц и колонн. Штамп для декоративной штукатурки и печатного бетона выполнен из самой качественной модификации полиуретана – Поливинилпласт® (PVP).

Превосходные характеристики штампа для печатного бетона и декоративной штукатурки обеспечены тем, что материал является однокомпонентным. Классический двухкомпонентный полиуретан имеет недостаток – один из компонентов вымывается со временем, в результате чего штамп теряет гибкость и рвется.

Примечание

Штампы для печатного бетона и декоративной штукатурки изготавливаются методом горячего литья: экструдер расплавляет гранулу и под давлением заливает в матрицу. Особенностью горячего литья является наличие мелких пузырьков на задней поверхности штампа, которые не влияют на качество самого штампа.

Компания «ОМА» предлагает выгодно купить по низким ценам Штамп для печатного бетона и декоративной штукатурки «Старый кирпич». Всегда есть в наличии или под заказ в компании ОМА. Штамп для печатного бетона и декоративной штукатурки «Старый кирпич» – заказать онлайн на сайте ОМА.

Штампы для печатного бетона; Штампы универсальные; Штамп для декоративной штукатурки; Штампы; Штамп для бетона; Формы для печатного бетона; Декоративная печатная штукатурка; Штампы универсальные для бетона; полужесткие штампы для бетона; штампы для горизонтальной поверхности; штампы для вертикальной поверхности; формы для бетона для горизонтальной поверхности; формы для бетона для вертикальной поверхности;

Действительный цвет, текстура и характеристики товаров могут незначительно отличаться от их изображений и описаний, представленных на сайте. Вся информация о товарах на сайте oma-polymer.com носит справочный характер и не является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 ГК РФ. Убедительно просим Вас при покупке проверять наличие желаемых функций и характеристик.

Похожие товары

Штамп для печатного бетона Рваный камень F3011А

Размер штампа: 71 х 71 см
Вес штампа: 4 кг

Бюджетный штамп для печатного бетона и декоративной штукатурки “Рваный камень” предназначен для работы на горизонтальных и вертикальных поверхностях. Штамп имеет большой, но ограниченный ресурс, предназначен для домашнего использования. Данный штамп не имеет ручек.

Универсальный гибкий штамп. Он предназначен для штампования больших площадей с применением трамбовки и для работы в труднодоступных местах (около бордюра и стены, сложных кровлях).

Готовый штамп для декоративного бетона Кирпич Ёлочкой F3160

Размер штампа: 92 х 81 см
Вес штампа: 8 кг

Профессиональный штамп для печатного бетона и декоративной штукатурки «Кирпич Ёлочкой» предназначен для работы на горизонтальных и вертикальных поверхностях.

Универсальный гибкий штамп. Он предназначен для штампования больших площадей с применением трамбовки и для работы в труднодоступных местах (около бордюра и стены, сложных кровлях), имеет 4 ручки.

Полиуретановый штамп для декоративного бетона Английский камень F3100

Размер штампа: 100 х 46 см
Вес штампа: 8 кг

Профессиональный штамп для печатного бетона и декоративной штукатурки «Английский камень» предназначен для работы на горизонтальных и вертикальных поверхностях.

Универсальный гибкий штамп. Он предназначен для штампования больших площадей с применением трамбовки и для работы в труднодоступных местах (около бордюра и стены, сложных кровлях), имеет 4 ручки.

Полиуретановый штамп для печатного бетона Танвальд F3260

Размер штампа: 59 х 32 см
Вес штампа: 4 кг

Профессиональный штамп для печатного бетона и декоративной штукатурки «Танвальд» предназначен для работы на горизонтальных и вертикальных поверхностях.

Универсальный гибкий штамп. Он предназначен для штампования больших площадей с применением трамбовки и для работы в труднодоступных местах (около бордюра и стены, сложных кровлях), имеет 2 ручки.

От ритуальных предметов до уникальной керамики: какие тайны скрывают древние захоронения Ямала

Территория округа усеяна памятниками древности. О находках, оказавшихся в руках учёных в этом полевом сезоне, читайте на vesti-yamal.ru

Для просмотра видео включите поддержку javascript в браузере, или используйте браузер, который поддерживает HTML5 видео

Это не вспашка поля перед посадкой картофеля, а раскопки археологов. На памятнике Лабытнанги-1 летом обнаружены более 500 фрагментов керамики, скребки, каменные орудия. Находки двух эпох: неолита и средневековья. На стоянке нет следов длительного проживания людей, а лишь сезонного, отмечают ученые. На протяжении ряда столетий северяне здесь занимались охотой и рыбалкой. Протока Выл-Посл и сейчас славится рыбой, а левобережье традиционно считалось местом пересечения оленьих стад.

Искали археологи этим летом и места проживания людей в период нового времени: XVII, XVIII, XIX веков. Сотрудник музея Шемановского Никита Перцев изучил исторические карты, на которых нанесены населенные пункты. Коллегам-археологам предоставил координаты десяти. Все привязаны к Оби и устьям крупных ее притоков.

Благодаря картографии к востоку от Лабытнанги обнаружен Рунимов городок. Первое упоминание о нем встречается в 17-м столетии. Культурный слой памятника состоит из древесной щепы. Она-то и сохранила многие артефакты: глиняные грузила, железные топоры и многое другое.

«На поверхности памятника мы обнаружили серию железных орудий в виде наконечников, свёрл, ножа в роговой рукояти, серию хозяйственно-бытовых орудий XVIII-XIX века», — сообщил Андрей Гусев, старший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики.

Обнаружен еще один археологический памятник — городок в бассейне реки Полуй. Поиск остальных населенных пунктов результатов пока не дал.

Читать еще:  Установка кирпича по госту

А это уже находки с Йоркутинского памятника. Его исследуют второй год. Здесь обнаружено огромное количество каменных скребков, которыми выделывали оленьи шкуры. В одном жилище их было до 200 штук. Имеются также наконечники копий, что еще раз подтверждает, что здешнее население в древности охотилось на крупного зверя.Керамика йоркутинской археологической культуры эпохи неолита не имеет аналогов. Сосуды украшены от венчика до самого дна треугольным штампом, что несло, помимо эстетики, и практический характер — посуда укреплялась по швам. Орнамент расположен в основном на стыках глиняных лент, из которых изготовлен сосуд.

«Это говорит о том, что это была культура, которая не смешана с какими-то соседями. То есть они жили, сами развивались закрыто и не впитывали лишние влияния. Довольно изолировано, видимо, жили, и у них сохранился такой стиль единообразный, нет инокультурных включений», — отметила Ольга Тупахина, старший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики.

Йоркутинская стоянка — это шесть долговременных жилищ с глубокими котлованами с большим количеством археологического материала. Уже сейчас установлено, что в пятом тысячелетии до нашей эры на юге полуострова Ямал рос хвойный лес. Из дерева изготавливали дома, нары, столы. А климат был теплее на три градуса. Сегодня перед исследователями стоит задача полностью изучить поселение и получить представление о жизни людей в эпоху неолита на полуострове Ямал.

А это уже археологический памятник Нюрымпосслор-2. В экспедицию вскрыты шесть захоронений: четыре взрослых и два детских. В них традиционный для таких обрядов инвентарь: топоры, ножи, наконечники стрел. Есть и котлы. Годом ранее уже были обнаружены останки ребенка, на голову которого надет котел, причем специально расширенный. В этом году — аналогичная находка.

Как и при жизни, котел при погребении имел большое значение. Традиционно его укладывали рядом с захоронением либо в само захоронение. В нашем случае котел был надет на голову ребенку, что представляет собой уникальность.

В детском захоронении — серьги из серебра с позолотой и перстень из белой бронзы. Во взрослом — диск из серебряной фольги. Находка единичная, отмечают археологи, и была целенаправленно разрезана пополам. Подобные диски применялись в ритуальной практике и в обиходе не использовались.

«Специфическое в этом обряде то, что у взрослых руки были заведены под таз. Впервые встречаем такое. Будем искать аналогии в Северо-Западной Сибири, может быть, что-нибудь удастся найти. У некоторых из погребенных были кисти рук сжаты. В Зеленом Яре мы наблюдали такой погребальный обряд, но в кисти вкладывали какой-то предмет — бронзовое изделие, здесь же просто снимали кулачком и заводили за спину», — рассказал Александр Гусев, научный сотрудник Научного центра изучения Арктики.

И еще почвовед отобрал пробы грунта. Скорее всего, песок на могильник специально был принесен человеком для его строительства с илистого берега реки. С останками людей сегодня работает антрополог из Екатеринбурга. Предстоит выяснить возраст, пол и другие особенности находок.

Следующим летом археологи продолжат работу на Йоркутинской стоянке и Нюрымпосслор-2. Продолжатся и поиски исчезнувших, но упоминающихся на исторических картах прошлых веков населенных пунктов. На Ямале хорошая сохранность археологического материала — такой подарок делает местным специалистам вечная мерзлота Крайнего Севера.

Старинный кирпич с клеймами

Старинный кирпич сегодня в моде. Всё большую популярность приобретает декорирование лицевых стенок каминов, печей, помещений кафе или ресторанов с помощью старинных кирпичей. Особую атмосферу интерьеру придает открытая кирпичная кладка с отпечатками клейм заводов-изготовителей. А много ли мы знаем о том, что означают эти загадочные надписи? Какие тайны скрыты от нас более чем столетней историей?

Старинный кирпич в эпоху Ивана Грозного

Первые надписи на кирпичах, зафиксированные археологами, относятся еще к I веку до н.э. Тогда при строительстве Вавилона на сотнях тысячах кирпичией ставились клейма египетского царя Навуходоносора. Впоследствии, уже в I веке н.э., обнаруживаются клейма римских легионеров. На них иногда указывалась дата изготовления кирпича. Первые упоминания об организации кирпичного дела на Руси приходятся на период правления Ивана Грозного. Тогда в 1584 году был учреждён «Каменный приказ». Ему были подчинены и «Государевы дворцовые сараи» – казенные кирпичные заводы, выпускавшие кирпич для царских палат. При Борисе Годунове появляются и первые клейма. Это контурные изображения единорога и двуглавого орла, выполненные на тычковой стороне кирпича.

Старинный кирпич в эпоху Петра I

В 1713 году Петр I разрешил «кирпич делать и продавать всяких чинов людям повольно». Но настоящее освоение кирпичного дела в России частными заводами началось лишь с 1741 года. В те времена клеймение не являлось обязательной процедурой при производстве кирпича. Однако история сохранила для нас всевозможные варианты древних клейм. Они подробно описаны известным ученым Киселёвым. А ещё так называемые «счётные метки» в виде точек и штрихов, которые ставились на кирпич мастером для удобства подсчета произведенной продукции.

Клеймо как контроль качества

Обязательное «выжимание клейма на сырце при формировании его или в процессе сушки» было закреплено указом от 24.01.1847 года в «Правилах о единообразной и прочной выделки кирпича». По этим правилам на каждом (!) кирпиче должно быть непременно помещено клеймо завода для обозначения производителя. Это делалось на случай, если во время строительства или с течением времени будет обнаружен некачественный кирпич. Тогда недобросовестный поставщик мог быть привлечен к ответственности. Прошли десятилетия. И кирпичное клеймо, первоначально предназначавшееся для того, чтобы «было с кого спросить», пережило промышленную революцию и многочисленные этапы развития торговли и ведения бизнеса. Оно превратилось к началу XX века в мощное средство рекламы своего товара и получения прибыли производителями. Но сохранило при этом свою первоначальную функцию. Обычная малоприметная метка завода стала отличительным товарным знаком, привлекающим к нему внимание покупателей и гарантирующим его качество.

Петербургский старинный кирпич

Проследим основные особенности эволюции кирпичных клейм и их разновидности на примере кирпичей, произведенных в Санкт-Петербургской губернии и ее окрестностях в середине XIX – начале XX века.

От ручного оттиска к матрице

Первоначально клеймо наносилось на сырец после формовки вручную путем оттиска деревянным или металлическим штампом. Для таких клейм характерна нерегулярность нанесения, неравномерная глубина оттиска и произвольное расположение на постели. С развитием производства клейма стали наносить в помощью специальной формы – металлической или керамической матрицы, прикреплявшейся к дну формы или формовочного стола. Этим обеспечивалась симметричность расположения клейма на постели, равномерность глубины оттиска и клеймение всех без исключения кирпичей в партии.

Старинный кирпич как визитная карточка

С течением времени форма менялась, наполняясь всевозможными причудливыми видами ажурных рамок и дополнительной информацией о производителе и заводе. Что же изображалось на клейме? Зачастую это были просто двух- или трехбуквенные инициалы владельца, либо его фамилия, либо название завода. На клейме могло быть указано местоположение завода или местности, год основания или отличительный символ. Поскольку петербургские заводы располагались в большом количестве вблизи водных путей, что облегчало транспортировку кирпича к месту строительства, на клеймах можно встретить основные географические названия петербургских рек.

Читать еще:  Ремонт печи кольцевой печи обжига кирпича
Разнообразные рамки

Что касается рамок, то встречаются как обычные прямоугольные, так и с полукружьем, в котором указывался номер, присвоенный мастеру, отвечавшему за выпуск данной партии. Ввиду большой текучести кадров и сезонности работы на некоторых кирпичных заводах такие номера доходили до трёхзначных цифр. Особо отметим свойственные началу XX века фигурные рамки, необычные круглые рамки.

От прописного к печатному шрифту

В середине XIX века нередко использовался прописной шрифт, на смену которого для обозначения полных фамилий пришел строгий печатный. Отметим оригинальное использование всего размера постели для полного воспроизведения своей фамилии на клейме А.Богдановича. Все символы клейм были вдавлены в постель. А выпуклые клейма встречаются чрезвычайно редко, например завода «Савикко» И. Н. Салтыкова недалеко от ст. Кирилловское, ранее располагавшегося на территории Великого Княжества Финляндского, или ранние клейма завода М. Иванова.

Находка для коллекционера

Матрица с клеймом в процессе нанесения нередко забивалась сырцом. Это при ненадлежащей чистке приводило к разнообразным дефектам оттиска клейма. Наиболее характерными последствиями этого являлось «усекновение» фамилии на клейме («Лени» вместо полной фамилии «Ленинъ») или пропуск букв. Наряду с такими дефектами существовали и откровенные ошибки изготовления самих матриц. Они были связаны с неправильным изображением букв, от чего надпись приобретала вид зеркально отраженной.

Пробел в систематизации

До сих пор существует огромный пробел в упорядоченной каталогизации и атрибуции клейм кирпичных заводов, существовавших в России. Это обусловлено большим количеством мелких заводов и индивидуальных ремесленников. И частой сменой их владельцев и относительно коротким «временем жизни» (1-2 года) подобных производств. В результате, за исключением крупных уездных и волостных производителей, наблюдается определенная скудность информационных материалов в справочной литературе, посвященной фабрично-заводской промышленности России XIX – начала XX века. Некоторым подспорьем служат издававшиеся ежегодно «Адрес-календари» и «Памятные книжки» губерний России, однако сведения о владельцах заводов публиковались там крайне нерегулярно.

Следует отметить, что клейма на кирпичах в Санкт-Петербургской губернии в подавляющем большинстве случаев наносились именно на постели, в то время как, например, в Московской губернии преобладают клейма, расположенные на тычке или ложке.

Из жизни кирпичных заводов

В заключение приведём интересную и поучительную историю, связанную с производством кирпича.

Неудавшийся бизнес-проект

В последней трети XIX века простой и практичный способ отделки фасадов кирпичом в северной столице пришёл на смену непрочной и недолговечной штукатурке. Члены Императорского Общества архитекторов Резанов, Шретер и Китнер оказались талантливыми дизайнерами и весьма предприимчивыми людьми. Они посчитали, что пропагандируемый ими «кирпичный стиль построек представляет во всех отношениях немалую выгоду, так как кирпичная кладка в петербургском климате обладает большей прочностью, а на возведение строения требуется меньше времени». И в 1853 году основали «Товарищество обработки строительных материалов» для усовершенствования технологии изготовления кирпича (клеймо «Т.О.С.М.»).

Действительно, зарабатывать не только на проектировании зданий, но и на поставках подрядчикам строительства этих зданий рекомендованного строительного материала казалось весьма привлекательным делом. Однако, предприниматели не учли одной российской реалии. Индустриальный способ производства кирпичей на постоянно действующей обжиговой печи и по современной технологии стал обходиться намного дороже сезонного кустарного, обслуживаемого несколькими рабочими! Вскоре завод в деревне Усть-Славянка на правом берегу Невы стал убыточен. И архитекторы вышли из числа пайщиков товарищества… Впредь для спроектированных ими важных сооружений они отдавали предпочтение немецкому кирпичу высокого качества с разноцветной поливой.

Семейное предприятие

Пожалуй, наиболее известной династией владельцев кирпичных заводов в России является старинный род ижорских крестьян Захаровых. Дело с владения первым заводом, построенным ещё в 1790 году, начал Кузьма Захаров. А в 1813 году для будущего раздела наследства между двумя сыновьями основал ещё один, который отошел к младшему Дмитрию (клеймо «Д.З»). В 1884 году он провёл модернизацию своего завода, установив новейшие печи Гофмана и Цейса для круглосуточного обжига. И довёл свое производство до уровня успешно действовавших к тому времени на рынке заводов своего брата и племянника (клейма «МЗ», «В.З», и др.).

От Дмитрия Захарова завод перешёл к его супруге Анне Ивановне с сыновьями Козьмой, Федором и Иваном, которая выпускала кирпич с клеймом «Захарова и Ся». Первые двое в 1897 году выделили свои доли из материнской фирмы и образовали отдельный завод в Усть-Ижоре, на кирпиче которого зафиксировали своё правопреемничество, указав на клейме «Зав.Сущ. с 1813г. К.иФ.Захаровы». К 1903 году их двоюродные братья Александр и Михаил также обзавелись отдельными производствами («К.З» М.В.Захаровъ» и др.). Так что на семи заводах Захаровых в начале XX века работало в общей сложности около 700 рабочих, вырабатывая в год более 25 миллионов кирпичей! Так род полуграмотных крестьян с берегов Ижоры вместе с бурным развитием промышленности России превратился в династию образованных, уважаемых, потомственных почётных граждан страны, на благо которой они трудились и совершали многочисленные пожертвования.

Кирпич для царской семьи

При въезде в Большую Ижору по прибрежному шоссе вдоль Финского залива со стороны Ораниенбаума по правую сторону от дороги можно заметить каменный столб. Это остатки въездных ворот в черепично-кирпичный завод Отто Мора, располагавшийся у старого русла речки Сапоя. Выходец из немецких колонистов, Мор дослужился в столице России до коллежского асессора и полностью обрусел. Принял православие и стал именоваться Николем Федоровичем Мориным. Он владел кирпичным заводом сперва единолично, а затем с 1899 года вместе со своим сыном Константином Николаевичем Мориным (Андриановым) и компаньоном Вильгельмом Мором.

Из кирпича Отто Мора в 1885 году по приказу Александра II была построена Нижняя Дача в парке Александрия в Петергофе. Здесь родились две дочери Николая II и увидел свет долгожданный наследник престола Цесаревич Алексей. Именно эти кирпичи с клеймом «Петергофъ Моръ и Ко.» из дачи, взорванной в 1961 году, охраняли последние дни пристанище царствующей семьи – ведь в Царском Селе под арестом сидели уже просто «граждане Романовы»…

Автором этой статьи предпринята попытка по возможности полно представить первый «Каталог кирпичных клейм», охватывающий Санкт-Петербургскую, Новгородскую и Псковскую губернии на основании всех имеющихся документальных материалов, а также находок, обнаруженных в пределах указанной территории. В связи с этим автор выражает благодарность всем, кто оказал помощь при составлении данного каталога и любезно предоставил всю имеющуюся информацию и фотографии клейм, отсутствующие в авторской коллекции. Большим подспорьем в этой работе, безусловно, служит современные средства коммуникации, а именно Интернет-ресурсы. Такой совместный труд не только выявил достаточно большое количество людей, живо интересующееся данной тематикой, но и позволил объединить бескорыстный вклад как специалистов, так и любителей-энтузиастов на стыке нескольких чрезвычайно важных и увлекательных дисциплин – истории (краеведения), архитектуры и археологии.

На сайте Владимира Смирнова вы можете изучить большую коллекцию старинных кирпичных клейм, рассказать о своих находках и узнать их историю.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector